ирина фадеева
Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном методическом объединении воспитателя 1 кв. категории Фадеевой И. Е. на тему:
«Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий» (из опыта работы).
Уважаемые коллеги!
Публикация «Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Разрешите представить вашему вниманию презентацию, из опыта работы, на тему: «Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий» (из опыта работы). Своё выступление мне бы хотелось начать со слов В. А. Сухомлинского: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
Одним из условий организации трудовой деятельности с дошкольниками является мотивация. В своей работе, для мотивации, я использую кукол-помощников и адвент-календарь.
Данные дидактические пособия соответствуют всем требованиям ФГОС:
Многофункциональность (позволяет использовать в различных видах деятельности);
Вариативность (сменяемость материала в зависимости от целей и задач);
Трансформируемость (возможность изменений в соответствии с возрастом детей; по сезонам; по темам недели);
Насыщенность ( большой выбор материала: задания, дидактические игры, поручения и пр.).
В практике работы данные пособия можно применять в совместной, самостоятельной, индивидуальной и проектной деятельности.
Дидактическая кукла-помощник - обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять её, как в практике воспитателя, так и в семье. Она помогает организовать детей, поставить цель, а также интересные задачи для ее выполнения. Мои куклы-сезонные: Девочка Осень, Девочка Зима, Девочка- Весна, Девочка- Лето. У каждой куклы есть 5 прозрачных кармашков для заданий.
Применение кукол-помощников в трудовой деятельности : младший дошкольный возраст-поручения (словесно, по картинкам, от лица куклы);
старший дошкольный возраст- планирование (дети самостоятельно подбирают картинки и определяют их в кармашек для работы в течении дня). Все задания подбираются соответственно возрасту детей. Примерный перечень заданий:
Определи последовательность ( алгоритмы: мытья рук, одевания; посадка цветов; полив и пр.)
Посади растение (пакетики семян, луковицы и пр.);
Покорми птиц (пшено, семечки и пр.);
Работа в уголке природы ( инструменты: грабельки, совочек);
Наведи порядок –тряпочка (протираем шкафчики, игрушки);
Карточки для выполнения трудовых действий (строим горку, клеим книжки, подметаем и пр.).
Не могу не отметить педагогическую ценность кукол-помощников:
• Куклы-помощники предназначены для работы с детьми дошкольного возраста
• Кукла становится для ребенка верным игровым партнером
• Игры с куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.
• Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с ребёнком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль куклы в развитии личности ребёнка.
Адвент-календарь-календарь ожидания какого-либо события, праздника.
Каждый день он содержит задания, которые соответствуют программным задачам и возрастным особенностям детей. Заключением календаря ожиданий будет являться праздник или мероприятие, кульминирующие задание, выполненное в рамках календаря. В среднем дошкольном возрасте срок реализации календаря не должен превышать пяти календарных дней (организатором календаря будет выступать педагог, в старшем дошкольном возрасте может достигать более двух недель (частично организатором может выступать ребенок, который может организовать совместную деятельность в группе). «Адвент» может быть на любую тему. Оформление календаря так же имеет множество вариантов (в виде панно, объемной фигуры, лэпбука, в виде аппликации на листе бумаги разного формата и пр.). Календарь ожиданий может стать вариантом оформления тематики недели, проектной деятельности педагога, формой взаимодействия с родителями. Наши адвет-календари: «В ожидании Нового года»; к проектам: «Деревья»; «Спорт»; «Комнатные растения»; тема недели «Организм человека» и пр.
Такой адвент-календарь я использую в своей группе для организации «Трудовой недельки». Это стало нашей традицией, которая реализуется 1 раз в 3 месяца (по сезонам).
Вариант «Трудовой недельки» (осень) :
Понедельник - Читаем о трудовой деятельности людей осенью : сад, огород, поля и пр. ; Вторник (хозяйственно-бытовой труд) - Наводим порядок в игровых уголках ( задания на картинках: машинки-мальчикам; кукла-девочкам); Среда (труд в природе)- Занимаемся пересадкой, подкормкой растений, посадкой лука (схемы посадки, обрезки листьев);
Четверг (коллективный труд на участке) - Совместно с родителями убираем участок (сгребаем листья, подметаем и пр.); собираем природный материал для поделок; Пятница (ручной труд)- Украшаем группу; создаём гербарий; изготавливаем книгу из природного материала. Практическим выходом нашей «Трудовой недельки» стала созданная нами книга «Осенняя сказка». Вывод:
Таким образом, можно с уверенностью сделать заключение о том, что самодельная дидактическая кукла-помощник и адвент-календарь обладают ценным развивающим и воспитательным потенциалом, что позволяет широко применять её, как в практике воспитателя, так и в семье:
- доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает эмоциональный фон на занятиях;
- вариативность пособий, позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
- богатство содержания заданий создает необходимую базу для развития речи, обогащения картины мира, развития мышления и трудовых навыков воспитанников.
Закончить своё выступление мне бы хотелось такими словами:
«Труд- основное условие всей человеческой жизни –и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого
человека».Ф. Энгельс
Спасибо за внимание!