Надежда Валерьевна Холопова
Моторика и графомоторные навыки как одно из главных направление в сенсорном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
ГБСУСО МО Семейный центр «Сергиево- Посадский»
Доклад
«Моторика и графомоторные навыки как одно из главных направление в сенсорном развитии.»
Составил: воспитатель Холопова Н. В.
2024г
Сенсорное восприятие- основа умственного развития ребенка.
Публикация «Моторика и графомоторные навыки как одно из главных направление в сенсорном развитии» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предмете, объекте и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного восприятия, когда у детей формируется представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Говоря об особенностях сенсорно воспитания детей с ОВЗ, Э. Сеген отмечал, что имея предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не видит».
Проблемы интеллектуального развития выражаются прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с ОВЗ снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению. Особенности ребенка с овз вызывает не только замедленный темп развития, но и своеобразие развития в целом. И к семи- восьми годам дети поступающие в школу, оказываются не готовы к обучению, по запасу знаний и представлений.
Становится ясно, что детям с овз нужна специальная коррекционная помощь. Первый шаг по оказанию помощи- сенсомоторное развитие ребенка.
Но прежде чем говорить о работе по сенсорному развитию, надо отметить особенности познания, при которой наблюдаются при овз.
Сенсорное развитие у детей с овз по срокам формирования отстает от нормы. Поисковые действия детей характеризуется импульсивно, хаотично. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия не использовался (слуховой, зрительный, тактильный) получается меньшая полнота и недостаточная точность.
Нарушение зрительной сферы проявляется в бедности, инертности и непрочности зрительных образов. Дети выделяют яркие, видимые признаки, недооценивая важные для формирования обобщенного образа.
Предметно- практические представления проявляются в неточности, быстром забывании деталей и важных элементов. Восприятие пространственных и временных отношений овладевают с трудом.
Дети с овз отмечается скованность, недостаточность движений, недоразвитие мелкой моторики. Слабость мышечных ощущений (кинетические, а этот приводит к плохой координации. Дети с овз быстро устают.
Кинетический или моторная составляющая является ведущим звеном при осуществлении зрительно- слухо- рече-ритмико- моторных координаций.
Для организации обучения детей с овз очень важно вызвать и поддержать интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения. В ходе игровых действий дети получают и закрепляют сенсорный опыт.
При использовании любых сенсорный игр, ситуаций ведущая роль принадлежит педагогу. Он показывает, объясняет, направляет действия детей на самостоятельность действия и активность.
Сенсорное развитие включенное в дидактическую систему знаний, является неотъемлемой частью умственного развития детей.
У многих детей с овз наблюдается проблема с двигательными навыками :
-скованность, плохая координация.
- недоразвитие мелкой и крупной моторики, зрительно- двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук).
Дети быстро устают, у них пониженная работоспособность. Нарушение моторики плохо сказывается на познавательной деятельности. Плохая координация кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмо и других трудовых и учебных навыков.
В любом действии- видения, слышания, говорения, письма. Лежат базовые движения. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука. Значит упражнения по тренировки движений пальцев будут эффективным средством повышения работоспособности. Тонкая моторика - основа развития психических процессов: внимание, память мышление и речь.
Выполняя двигательные задания дети получают знания о разных предметах, формах, цвете. Знакомятся с особенностями передвижения, направления движения определяют местоположение одних предметов по отношению к другим, ориентируются в схеме собственного тела.
Примеры упражнений с основными движениями (ходьба,бег, на равновесии, прыжки, метание).
— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
— пройти по начерченной на полу линии;
— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
— повернуться туловищем направо и налево;
— подлезть под натянутой веревочкой;
— «бег» на коленках (четвереньках);
— игры типа «Тир» : попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).
Можно использовать игры малой и средней подвижности:
Игра «Обувной магазин».
Все снимают свою обувь и кладут её в центр круга. Каждый участник одевает два разных кроссовка и пытается поставить свою ногу рядом с ногой, обутую в парную ногу.
«Тишина».
Цель: упражнять детей выполнять ходьбу в колонне по одному.
Ход игры: Ходьба в колонне по одному в обход площадки за воспитателем и совместное проговаривание строчек стихотворения:
Тишина у пруда, не колышется трава.
Не шумите, камыши, засыпайте, малыши.
По окончании стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд воспитатель произносит громко: «Ква-ква-ква!» - и поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.
«Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся».
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!».
Указания: сначала в игре принимают участие 6-8 детей. При повторении могут играть 12-15
«Трамвай»
Цель: учит детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.
Описание: 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т. е. одни держат шнур правой рукой, а другие левой. Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, зеленый, красный. Зеленый сигнал – трамвай движется, желтый – замедляет движение, красный – останавливается. Воспитатель поочередно поднимает флажки.
Указания: если детей много, можно сделать 2 трамвая; при остановке одни пассажиры выходят из трамвая, а другие заходят, приподнимая шнур.
«Угадай, кто и где кричит».
Описание: Дети сидят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик» когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем снова предлагает вернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись в другом месте.
«Найди свое место».
Описание: Дети образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу воспитателя он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них платок на плечо и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. В это время дети раздвигаются, как бы заполняя освободившееся место. Водящий и ребенок с платком должны отыскать это место и встать.
Правила: вставший на место остается в кругу, а опоздавший становится рядом.
Для успешного обучения письму, чтению и др. навыкам важно сформировать не только зрительно- моторную, слухо –моторную но и координацию разных частей тела:
1. Исходное положение : ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая и левая рука согнуты в локте, пальцы сжаты в кулак. Необходимо резко распрямить пальцы, напрячь ладони. Рука как будто упирается в невидимую стену, ходим вдоль невидимой стены, пытаемся найти выход в стене. Постепенно комната сужается: опускается потолок, сдвигаются стены. Комната превращается в маленькую коробочку. Теперь постепенно все расширяется.
2. Мысленно представь рисунок, который хочешь нарисовать, и начинаешь рисовать, а я попробую увидеть, то, что ты нарисовала. Включается музыка и учащаяся выполняет рисунок.
3. Теперь я предлагаю тебе правой рукой в воздухе написать цифру 7, а левой ногой выписывать на полу цифру 8 (если учащаяся испытывает трудности сделать движения с начало руки, потом ноги раздельно и затем соединить их). Мозг отдает “приказ”, а тело выполняет. Но не всегда тело подчиняется таким “приказам” и это упражнение послужило нам наглядным примером.
4. Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
5. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения учащаяся должна почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Незрелость в развитии мелкой моторики проявляется в скованности, неловкости, не четкости и движений пальцев и кистей рук. Это заметно в таких видах деятельности как ручкой труд, рисование, лепка, работа с мозаикой, конструктором. При выполнении бытовых действий: шнуровка, завязывание бантов.
Упражнения для мелкой моторики :
1. Нанизывание бусин.
2. Игры с различными крупами.
3. Работа с пособиями по застегиванию пуговиц, молний, крючков, кнопок, замков разной величины.
4. работа со счетными палочками.
5. Игры с конструктором, кубиками.
6. Лепка
Простые движения в работе с пластилином помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимает умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность.
Хороший эффект дают пальчиковые игры. Движение кисти рук на сжатие, растяжение и расслабление. Упражнения выполняются в течение 2-3 минут, с хорошей амплитудой движения: каждой рукой отдельно, поочередно или вместе. В начале делаются однотипные движения, направленные на развитие и координацию движений, и по мере их освоения включаются более сложные движения.
Основная цель такой работы: систематическое обучение новым двигательно- координированным действиям.
Примеры упражнений статической координации движений пальцев:
1. Упражнения со счетными палочками и карандашами
2. Массаж кистей рук и пальцев
3. «Разноцветные прищепки»
Необходимы разноцветные прищепки, а также картонные заготовки солнышка, ежика, тучки и т. д. Цель рекомендуемых игровых упражнений: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки и проявлять фантазию. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке) и сопровождать игру стихами,песенкам
4. Упражнение «Зайчик»
Зайка прячется под сосной.
Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Меняем положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Повторить упражнение лучше 4-5 раз.
Этот зайчик - под сосной,
Этот зайчик – под другой.
5. «Фонарики»
Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз – два».
На «раз» : пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два» : пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.
Выполнять упражнение можно сначала медленно, затем постепенно ускорять темп. Движения можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождать их ритмичным четверостишьем:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Список литературы:
«Развитие сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями» Метиева Л. А, Удалова Э. Ю.
Сенсорное восприятие детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова