Консультация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»

Седова Зоя
Консультация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»

«Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»

Коллектив МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» создает и совершенствует современную, приближенную к домашней обстановке, комплексную пространственную предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Одним из направлений воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» является музейная педагогика.

К сожалению, в наше, современное время, посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества.

А что делать, если нет возможности пойти в музей? К сожалению, эта проблема существует не только в поселке Северомуйск, но и в других населенных пунктах нашей огромной страны.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

В настоящее время, посредством данного направления, мы ищем партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Неоценимая значимость данной педагогической технологии в том, что предметная среда окружающего мира играет роль педагога.

Ведущая линия музейной педагогики МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» – осмысление подходов к познанию детьми и взрослыми музейного пространства, развитие партнерских отношений. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Главный ориентир в организации мини-музея «В гостях у Сказки», на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Сказка" – построение диалогического взаимодействия всех участников воспитательно- образовательных отношений в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка – дошкольника, исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Принципы построения музейной экспозиции:

-наглядность;

-доступность;

-динамичность;

-содержательность;

-гуманизм;

-интерактивность.

Формы работы, которые мы используем в организации выставок мини-музея:

-обсуждение тематики выставки (дети, педагоги, родители, совместный подбор материала, совместное придумывание экспозиции, совместное выполнение);

-экскурсии для детей и родителей;

-самостоятельное рассматривание экспонатов;

-работа по пополнению музея экспонатами;

-творческие игры, образовательные путешествия с привлечением родителей воспитанников;

-чтение художественной литературы;

-исследовательская деятельность, экспериментирование;

-музицирование;

-просмотр мини-презентаций.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творчески –познавательной активности. Поэтому, очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев (игры-развлечения, игры-путешествия, игры -графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и. т. д.).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Музейная педагогика приобщает детей и взрослых к культурно – историческому наследию своей страны – средства формирования патриотических чувств и духовно – нравственного развития; к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно- эстетический вкус.

Многолетний опыт работы МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью.

В процессе создания маленького музея, педагоги ДОУ «примерили» на себя роли дизайнеров, художников, музееведов, историков. В стенах музея маленькие посетители, вместе с педагогом, путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. Экспонаты музея - «говорящие» предметы, являющиеся помощниками в раскрытии сущности абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т. д.).

Хочется отметить, то, что в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка.

Мини-музей «В гостях у Сказки» стал неотъемлемой частью пространственно предметно - развивающей среды нашего детского сада. Мы наблюдаем, что у дошкольников, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом, модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как инструмент для познания мира МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным в мировой культуре, нужно погрузить.

Музейная педагогика в ДОУ как средство патриотического, духовного и нравственного воспитанияМузейная педагогика в ДОУ как средство патриотического, духовного и нравственного воспитания В нашем прекрасном городе Гатчина находится много достопримечательностей и музеев. Поэтому, у детей дошкольного возраста и не только, есть.

Музейная педагогика ДОО Одним из требований к реализации ФГОС ДО выступает необходимость вовлечения дошкольников в культурные практики, способствующие нравственному.

Консультация для воспитателей «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника» Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Музейная педагогика Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое.

Отчет «Музейная педагогика. Мини-музеи» На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Фотоотчет «Музейная педагогика в ДОУ»Фотоотчет «Музейная педагогика в ДОУ» На мой взгляд, музейная педагогика – это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. В своей.

Семинар-практикум «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ» Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности.

Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника» Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений. Приобщение.

Автор публикации:
Консультация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 04:31
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки