Вера Маклакова
«Музыкальные инструменты ханты» . Конспект занятия с использованием интерактивной панели для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальные инструменты ханты»
доминантное музыкальное занятие
для детей старшего дошкольного возраста.
(с использованием интерактивной панели)
Подготовила музыкальный руководитель
Маклакова Вера Александровна
МАДОУ МО№2 «Сказка», г. Нягань
Публикация «„Музыкальные инструменты ханты“ , Конспект занятия с использованием интерактивной панели для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народы севера
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Современные компьютерные технологии помогают сделать обучение ребят более интересным. На экране интерактивной панели сменяются слайды с изображением музыкальных инструментов северного народа ханты. ребёнок самостоятельно изучает звучание этих музыкальных инструментов, нажимая указкой на экран. Звучит не только музыка в исполнении этого инструмента, но и краткое описание его.
Слайд 2.
Муз. Рук. : Музыка - душа танца, его выразительное средство.
При создании танца успех зависит от музыки. Она может быть написанной в современной обработке или народной: напевы, песни, наигрыши. Сегодня мы познакомимся со звучанием хантыйских музыкальных инструментов, которые мы с вами видели в Центре малочисленных народов Севера, послушаем простые хантыйские мелодии. Народная по происхождению, музыка отражает темперамент, чувство ритма, национальный колорит и особенности его создателя - народа. Когда слушаешь простые, незамысловатые мелодии, насыщенные энергией, внутренней силой, испытываешь желание пуститься в пляс. Конечно, есть и медленные, плавные танцы; тогда музыка, сопровождающая их, отличается необыкновенной выразительностью и напевностью.
Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к интерактивной панели и самостоятельно выбирать указкой изображения музыкальных инструментов, для того, чтобы послушать, как они звучат
Слайд 3.
Муз. Рук. : Бубен (койм, пэнзяр) Бубен – это атрибут шамана,
при помощи которого он призывает духов. Звуки бубна сопровождают слова шамана, обращённые к небесному богу.
В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствуют.
Колотушка - это плоская, слегка вытянутая лопатка, обтянутая оленьим или заячьим мехом. Рукоять бубна представляет собой две прямые палки, соединённые в виде крестовины.
Слайд 4.
Муз. Рук. : Угорская лира (нарс юх)
Исключительно мужской инструмент, «поющее, звенящее дерево".
используется в обрядах «медвежьих игрищ»
Основа корпуса - продолговатый ящик, напоминающий лодку или рыбу, выдолбленный из кедра, пихты, ели или осины. Имеет от 5 до 7 струн.
Слайд 5.
Муз. Рук. : Угловая арфа (тор-сапл-юх)
Многострунный щипковый инструмент, напоминает птицу, как «деревянная журавлиная шея»
Корпус инструмента деревянный, 8 - 12 медных струн
Звук инструмента тихий и мелодичный, он сопровождает исполнение песен, сказок, былин и ритуальных танцев.
Слайд 6.
Муз. Рук. : Лютня (нын юх)
Однострунный смычковый инструмент. Корпус овальный, выдолблен из куска дерева, к нему прикрепляется шейка. Смычок лукообразный.
На инструменте играют сидя, упирая нижний конец в правую ногу выше колена.
В настоящее время нын юх встречается крайне редко.
Слайд 7.
Муз. Рук. : Тумран, колокольчик, свистулька
Тумран - язычковый женский музыкальный инструмент, изготовляется из кости или дерева. Язычок приводят в действие при помощи нитки, закреплённой у основания. Инструмент предназначен для аккомпанемента при исполнении несложных песен и женских ритуальных танцев. Шумовым инструменты: берестяные коробочки,
с сухими семенами, камешками, всевозможные погремушки, и свистульки из дерева или жести. Накидывали на голову большой платок, по четырем углам были привязаны колокольчики которые во время исполнения создавали аккомпанемент танцу.
В заключении проводится хантыйская народная игра на внимание с деревянными палочками на ковре «Ворон». Музыкальный руководитель складывает фигуру ворона на ковре. Затем просят желающего отвернуться. В это время одну палочку убирают. Когда ребёнок поворачивается, он должен угадать, в каком месте не хватает палочки.
Библиографический список:
Нилов В. «Северный танец. Традиции и современность»
Нилов В. «Культура народностей Севера»
Соколова З. П. «Ханты и манси. Взгляд из XXI века»
http://svetlana-plus.ucoz.com. «Музыка народов ханты и манси»