Папки-передвижки

Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»

Марина Корыстина
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»

Актуальность: Профориентация дошкольников – это новое, направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Публикация «Проект по ранней профориентации „Мы — селяне“» размещена в разделах

Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому многие родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. У детей дошкольного возраста проявляется естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папа и мама, к обогащению представление о профессиональной деятельности людей работающих на селе в п. Новостройка Кемеровского района. Из бесед, наблюдении, экскурсий на предприятия к социальным партнерам (Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, ООО пекарня «Пышка», кондитерский цех «Золотой трюфель», МБОУ «Новостроевская СОШ») дети узнают о работе хлеборобов, фермеров, доярок, пекарей, механизаторов, узнают о работе хлеборобов, фермеров, доярок, через игру знакомится с атрибутами разных профессий знакомятся с машинами которые помогают им в работе, узнают откуда появляется овощные соки, повидла, булочки, печенье. Через игру знакомятся с атрибутами разных профессий, с машинами которые помогают им в работе, узнают, как появляется овощные соки, повидла, хлебобулочные изделия.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, что позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Именно поэтому встал вопрос о реализации проекта по ранней профориентации «Мы селяне»

Целью проекта является : обеспечение целостного образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка.

Задачи:

1. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей Кемеровского района, п. Новостройка;

2. приобщать детей к профессиональной деятельности взрослых на селе, через игровую, театрализованную, продуктивную деятельность и экскурсии;

3. формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

4. стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

5. воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учтом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития);

2. принцип доступности, достоверности знаний;

3. принцип открытости (ребенок имеет право участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять результаты своего труда);

4. принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы);

5. принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсии, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры и т. д.);

6. принцип регионального компонента (направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с возможностями региона)

Тип проекта : информационный, исследовательский

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет)

Сроки реализации проекта : сентябрь 2017- май 2018 год

Методы и приемы: практические (игровые, чтение художественной литературы, консультации и родительские собрания, Конструирование

Сюжетно-ролевые игры

Игры-драматизации

Экскурсии

Ожидаемый результат: предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, разнообразие приёмов, методов и средств воспитательно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей работающих на селе и её ролью в жизни нашего поселка.

Модель организационно-содержательной деятельности

Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых. Ознакомление дошкольников с профессиями сельского хозяйства осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.

График реализации проекта

Первый этап (подготовительный – сентябрь 2017 год)

- разработка плана реализации проекта;

- проведение диагностики (приложение 1)

- подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций;

- оснащение предметно-развивающей среды в группах, в дошкольной организации;

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

-заключение договора о сотрудничестве с социальными партнерами проекта.

Второй этап (основной – октябрь 2017 – май 2018 год)

План работы с детьми

Вводная беседа: «Нужные профессии на селе».

Цель: закрепить представления о различии между села и города; дать представление о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве;

Рассматривание картин «Профессии»

Дидактическая игра «Доскажи…», «Кем я буду, когда вырасту».

Рассматривание фотографий родителей, родственников работающих в селе.

Образовательная область Мероприятия

«Отрасль растеневодства» (приложение 2)

Цель: познакомить с видами растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; с профессиями и трудом хлебороба, тракториста, агронома, садовода; способствовать осознанию значимости сельскохозяйственного труда, развить любознательность, память, внимание, речь

Познавательное развитие

Знакомство с профессиями родителей работающие в отрасли «растеневодства»

Встречи с интересными людьми.

Акции «Прорастим семена цветов», «Огород на окне»

Опыт «Посадка зерновых семян»

Опытно-экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку», «Испечем мы каравай» (с использованием соленого теста)

Речевое развитие

Беседа: «Труд овощеводов, садоводов, хлеборобов», «Труд людей весной в поле», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь»; беседы по картинкам «Поле летом» и «Рожь»;

Чтение произведения В. Дацкевич «От зерна до каравая», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», загадки о сельскохозяйственной технике;

Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Что растет в поле и саду», «Составь цепочку».

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсии: КНИИСХЗ (Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства) в отдел картофелеводства, земледелия

в пекарню «Пышка» п. Новостройка;

в кондитерский цех «Золотой трюфель» п. Новостройка

в теплицы Новостроевской средней школы

Физическое

развитие Использование физминуток и утренних гимнастик

Подвижная игра «Дружные зерна»

Художественно-эстетическое развитие Слушание песни Ю. Чичкова «Расти колосок».

Рисование: «Огородники», «Сельскохозяйственная техника: трактор, комбайн, грузовая машина»

Лепка: «Садовый инвентарь»

Конструирование: «Сельскохозяйственные машины».

Праздник «Капустник»

Развлечение «Каравай»

Игровая

деятельность Сюжетно-ролевые игры:

«Пекарня», «Овощной магазин», «Мы -шофёры»

«Отрасль животноводства» (приложение 3)

Цель: Формировать представления о животноводстве, как составной части сельского хозяйства. Познакомить с основными направлениями животноводства: скотоводство, коневодство, кролиководство, пчеловодство, птицеводство, свиноводство, овощеводство; с трудом с профессией фермера, доярки, свинарки, врача-ветеринара, скотника конюха, пастуха, пчеловода; дать понятия о пользе которую приносят они животным; развить любознательность, память, внимание, речь.

Познавательное развитие

Знакомство с профессиями родителей работающие в отрасли «животноводства»

Встречи с интересными людьми.

Рассматривание картины «На пастбище», «На птичьем дворе», «Сельскохозяйственные ярмарки»

Опыт «Преобразование молока в простоквашу»

Речевое развитие

Беседы: «Чем занимается фермеры», «Чем занимается и что делает животновод», «Польза меда для человека», «Молочные продукты» и т. д.

Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Чтение стихов В. А. Степанов «Животный мир», К. Ушинский «Бодливая корова», Д. Мамин - Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке»

Чтение загадок, пословиц и поговорок о животных.

Дидактические Игры: «Где живут животные?», «Кто, чем питается?», «Кто лишний?», «Найди маму»

Социально-коммуникативное развитие Просмотр видеоролика «Отрасли животноводства»,

«Профессии связанные с работой с животными»

Рассматривание книг о животных

Физическое

развитие Использование физминуток и утренних гимнастик

Подвижная игра «Не ребята, а зверята», «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен и животных

Лепка из соленого теста «поросята»

Рисование «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Аппликация «Кто пасется на лугу»

Музыкальная игра «Угадай животное».

Конструирование «Построй домик для поросенка»

Макет «Скотный двор»

Досуг на тему: «Праздник молока».

Игровая

деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница»,

«Доктор Айболит», «Магазин молочных продуктов»

Сотрудничество с родителями (приложение 4)

-Консультации, папки-передвижки «Как рассказать детям о профессии» «Профессии сельского района». и др.

- Составление альбомов на тему «Профессии родителей»; «Такие разные профессии»

-Тематические беседы с родителями, рассказы родителей о своей профессии.

-Привлечение родителей к составлению мини-коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.

-Анкетирование «Домашние животные в семье»

-Изготовление взрослыми совместно с ребенком поделок различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала и др.

-Привлечение родителей к созданию коллекции «Молочные продукты» и конкурсу поделок из упаковок от молока.

Третий этап (заключительный – май 2018 год)

Участие детей дошкольной организации в сельском празднике «День сельского работника» (в ДК п. Новостройка);

-проведение фестиваля профессий в детском саду «Мы живем в селе»;

-создание мини-музея в детском саду сельского хозяйства

- демонстрация видеоролика и презентации проекта на родительских собраниях.

Заключение

Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает трактористом, комбайнером, овощеводом, инженером, мама печет хлеб, выращивает овощи. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Будущее детей-дошколят предугодать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 155» КВЕСТ Тема: «Путешествие в город Мастеров» Старший дошкольный.

Отчет по самообразованию педагога «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением.

Открытое занятие по развитию ранней профориентации детей 4–5 лет «Город мастеров» Возрастная группа: дети средней группы. Виды деятельности детей: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная. Интегрированная.

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» МКДОУ детский сад №1 г. Россоши Воспитатель: Зуйкина О. В. Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Проект ранней профориентации «Человек и его дело» Актуальность: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых.

Проект в рамках ранней профориентации по знакомству с профессиями служб специального назначения Тип проекта: информационно-творческий, познавательный Срок реализации: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель,.

Проект по ранней профориентации дошкольников «Жил да был паровоз» Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 ОАО «РЖД» «Жил да был Паровоз» ПРОЕКТ проект по железнодорожной направленности,.

Фотоотчет о семинаре для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возрастаФотоотчет о семинаре для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста В октябре 2017 года в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Борисоглебского городского округа центре развития ребенка –детском.

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» Актуальной задачей современной системы образование является.

Автор публикации:
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»
Опубликовано: 11 января 2018 в 09:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД