елена ефименко
«Мы вспомним те годы, блокадные годы». Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Мы вспомним те годы, блокадные годы»
Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда
для воспитанников старших и подготовительных групп.
Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
Задачи:
Публикация «„Мы вспомним те годы, блокадные годы“, Сценарий праздника ко Дню снятия блокады Ленинграда» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость
своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей
- Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности
к культурному наследию своего народа;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики
-развивать чувство ритма в танце
-совершенствовать певческие навыки
-активизировать словарь
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
-совершенствовать изобразительные умения и навыки
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы по теме
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет
-слушание стихотворений о блокадном городе
-занятия по изобразительной деятельности
-показ иллюстраций о Ленинграде
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, запись песен, презентация «Дети блокады».
Ход праздника:
Дети входят в зал под песню о блокаде Ленинграда, и занимают места в зале.
Звучит мелодия песни «Журавли» М. Блантера, на её фоне звучат стихи.
Ведущий:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Все как живые.
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Ю. Воронов
Звучит голос Левитана о начале войны и песня «Священная война»
во время которой дети подготовительной группы исполняют инсценировку (мальчики поочерёдно встают со своих мест и встают перед экраном в виде клина, два ребенка инсценируют копание окопов, один ребенок смотрит в бинокль)по завершению мелодии дети садятся на места.
Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Выходят дети чтецы:
1-й ребёнок:
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –-
2-й ребёнок:
Давайте сейчас вместе вспомним, ребята,
Те страшные дни и года,
Когда враг пришел – началась блокада.
Мы их не забудем уже никогда.
Ведущий : В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
3-й ребёнок:
Окруженный врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны,
Мы о городе славном споём.
Песня «Мой Петербург боевой»
Ведущий: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Ведущий: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили
Сцена. Звук метронома
Девочка Таня выводит на сцену, усаживает брата Шурика рисовать за стол
Таня: Вот сиди у «буржуйки», рисуй.
Шурик: (рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много.
Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!
Таня: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!
Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток
Таня: Мама пришла!
Мама:[/b] (устало садится на стул) Как вы тут?
Шурик подходит к ней с рисунком
Шурик: Смотри, что я нарисовал!
Мама: (крутит рисунок) Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке) Черное- это война. А белое-это булка. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно - прислучайно?
Мама: Случайно - прислучайно есть! Вот!
разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины
Мама: (гладит сына по голове) Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.
Шурик жадно накидывается на еду
Таня: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?
Мама: Я ела, Таня, ела. Это вам.
Таня: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе, есть не буду! И не спорь со мной!
Едят молча картошку
Ведущий: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Дети выходят под музыку с ломтиками хлеба на ладони и читают стихи:
1-й ребёнок:
Я – хлеб. У меня есть душа.
Я – хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2-й ребёнок:
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони, как лист,
Голодный блокадный ребенок.
3-й ребёнок:Я – хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребенку!
4-й ребёнок:
Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я – хлеб.
У меня есть душа.
Я хлеб…
Ведущий: Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Лека - это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
Дети ждали хлеба.
Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.
Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.
1-й ребёнок
Дорога Жизни узким коридором
Протянута по ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город
В том страшном и чудовищном аду.
2-й ребёнок
Враги ее обстреливали с неба,
Но сквозь метель и сквозь бомбежек град
По ней машины шли с насущным хлебом
И день, и ночь в блокадный Ленинград.
3-й ребёнок
Дорога Жизни, Ладога родная,
О, скольких ты тогда смогла спасти!
Для наших дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!
4-й ребёнок
И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин, бессонной вереницей,
Везущий хлеб по ладожскому льду…
Ведущий: Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его. Но гитлеровцы просчитались. Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу
Показ презентации под песню «Ленинградские мальчишки»
Ведущий: 900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.
Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Голос Левитана о снятии блокады
1-й ребёнок
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
2-й ребёнок [/b]
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
3-й ребёнок
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
4-й ребёнок
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Ведущий: Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких. Стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит город живет и борется. И сегодня звуки метронома напоминают нам живым о тех, кто умер от бомбёжек, холода, голода… Давайте, и мы вспомним сейчас о тех, кто ценою своей жизни подарил нам мирное небо над нашими головами.
Минута молчания - прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.
Минута молчания
Ведущий: Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. С каждым днём наш город становится краше. Но мы с вами должны помнить о тех страшных днях, чтобы ужас войны никогда не повторился.
1-й ребёнок
Блокадные девчонки и мальчишки,
Как много испытать вам довелось.
Ложились спать под грохот канонады,
А днём в убежище -
Там бомбы не рвались.
2-й ребёнок
Хотел фашист наш город уничтожить,
Хотел стереть его с лица земли.
Не думал он, что в силах ленинградцам
Отстаивать любой клочок земли.
3-й ребёнок
Шёл справедливый бой во имя жизни:
За детство за свободу малышей,
За тишину и мир, за солнца брызги,
За благо и за счастье всех людей.
Ведущий: Посмотрите, как прекрасен наш любимый город. Он растёт и становится краше день ото дня. И мы всегда должны быть благодарны, тем, кто отстоял Ленинград в годы войны, не сдал его врагу, а после войны восстановил разрушенное…
4-й ребёнок
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Дети исполняют песню «Мы островитяне».
Ведущий: Он встал как страж на сумрачном заливе,
Вонзая шпили в огненный рассвет.
Есть города богаче и красивей,
Есть и спокойней, но прекрасней-…нет!