МААМ-картинки

Цикл наблюдений за природными объектами «Наблюдение за елочкой»

Лебедева Олеся Геннадьевна
Цикл наблюдений за природными объектами «Наблюдение за елочкой»

(ноябрь-декабрь).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Цикл наблюдений за природными объектами в течение 4х недель.

«Наблюдение за елочкой» (ноябрь-декабрь)

Составила :

воспитатель старшей группы

Лебедева О. Г.

2018 год

Старший дошкольный возраст

Цель:

- Формировать у детей понятия и расширять знания о елочке;

- воспитание умения видеть красоту природы;

- учить детей бережно относиться к богатствам природы;

Публикация «Цикл наблюдений за природными объектами „Наблюдение за елочкой“» размещена в разделах

- развитие любознательности, познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой и изобразительной деятельности.

Используемые методы и приемы:

• художественное слово

• рассматривание

• вопросы

• обобщения

• сравнение

• пословицы

• дидактические, подвижные игры

• беседа

• изо деятельность

Наблюдение № 1

«Рассмотрим нашу елочку»

Цель:

Рассмотреть с детьми ель.

Назвать характерные особенности ее строения.

Показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелёными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а внизу становятся всё длиннее и длиннее).

Учить любоваться живой елочкой.

Вопросы:

• Что это за дерево, кто знает? Почему думаете, что елка?

• Какая она: большая или маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?

• Какого она цвета?

• Посмотрите и скажите, какие деревья видите вокруг себя?

• Что на них растет?

• Как расположены ветви у лиственного дерева? В какой части ствола? Покажите.

• А как у ели? Покажите.

• Одинаково ли растут листья на деревьях и иголочки на елочке?

• Как вы думаете, на всех ли елках одинаковые иголки?

• А на всех ли деревьях одинаковые листья?

• Чем они отличаются? Размером, формой, цветом, расположением на ветке.

• Сравните ствол ели и березы. Потрогайте их. Какие они? Цвет, высота, толщина.

• Нравится ли вам наша елочка? Чем?

Художественное слово – загадки о берёзе, рябине и ели.

Познавательно - исследовательская деятельность:

Просим детей описать нашу елочку (стройная, уменьшающаяся к верху крона, ветви, отдельные лапы, густо покрытые иголками).

• (отличие ёлочки от всех остальных – наряд из иголок, похожа на

пирамидку);

Подвижная игра: «Раз, два, три к елочке беги».

Вечером в свободное время читаем детям сказку С. Михалкова «Елочка» Беседуем с ребятами о том, как они сочувствовали маленькой елочке, как переживали за нее.

Задание: Нарисовать дома лиственное и хвойное дерево.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (береза)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (елка)

1. Сергей Михалков «Елка»

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья - сосны и ели - издали смотрели на неё и не могли налюбоваться - такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой. Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.

- Пожалуйста, не раскачивайся на мне! - вежливо попросила Ёлочка. - Ты мне сломаешь макушку! - А на что тебе твоя макушка! - грубо прострекотала Сорока. - Тебя всё равно срубят под Новый год!

- Кто меня срубит? Зачем! - прошептала Ёлочка.

- А кому надо, тот и срубит! - ответила Сорока. - Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду.

- Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! - неуверенно возразила Ёлочка.

- Ну так тронут! - сказала Сорока и улетела в лес. В страхе прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал первый снег, она совсем потеряла покой: она ведь никуда не могла убежать, что бы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.

В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью с треском обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.

- Это даже хорошо! - решила Ёлочка. - Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года - тридцать первое декабря. "Только бы пережить этот день!" - едва успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося человека. Он шёл прямо к ней. Человек ухватился за её верхушку и сильно встряхнул Ёлочку. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она беззащитно расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветки.

- Я правильно тебя выбрал! - весело сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание.

Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же самом месте, только на её ветвях висели лёгкие, цветные, стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда. А утром, в первый день Нового года, из дома лесника вышли его дети - брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Когда они к ней подошли, мальчик сказал девочке: - Теперь это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год. Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети, которые, в свою очередь, тоже имеют детей. А в лесу, посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и в канун Нового года она вспоминает своё детство.

2. Подвижная игра «Раз, два, три к ёлочке беги».

Цель: Закрепление размера и пространственного представления детей. Формирование двигательной активности у дошкольников и развитие их внимания. Создание у воспитанников новогоднего настроения.

Ход игры: в групповой комнате расставлены ёлочки разных размеров и цветов. По команде педагога дети должны подбежать к ёлочке — ориентиру. Предполагаемая команда педагога «Раз, два, три к левой ёлочке беги», «Раз, два, три к большой синей ёлочке беги» и т. д.

Наблюдение № 2

«Какая она ель?»

Цель: Формировать у детей понятие, что ёлка независимо от времени года всегда зелёная.

Уточнять представление детей о строении и цвете ели:

(один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, колючими иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться; коричневые шишки (на высокой взрослой ели);

Воспитатель:

Ее в лесу всегда найдем,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Елка)

Вопросы детям:

• Что есть у елки? Какой у нее ствол: толстый или тонкий, какого цвета?

• Какие ветви, как они расположены? Покажите.

• А есть ли у нее листья? Покажите их.

• Как они называются? Иголочки, хвоинки.

• Почему про нее говорят «колючая», как еж?

• Потрогайте осторожно иголки пальцем. Какие они у елочки? Их цвет? Где они расположены? Как растут? Много их или мало? Опадают ли они на зиму?

• Полезна ли она людям? Принесла веточку, которая была сломана. Давайте попробуем на вкус хвоинки. Какие они?

• А можно ли просто так их рвать?

• Почему нельзя?

• Как думаете, быстро ли растет ель? Нет медленно, долго.

• А будет ли расти ель без иголочек? А будет ли она красивая?

• А зачем иголочки нужны елочке?

• А что еще бывает на елочке? Шишки.

• А есть ли на нашей елочке шишки? Почему их нет? Она маленькая

Познавательно - исследовательская деятельность:

обследование елочки - погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно); потрогать зелёные иголки, которые растут вместо листьев и ощутить их колючесть (иголки зелённые, колючие); показать руками пирамидальное строение дерева;

Художественное слово : загадки о ёлочке.

Подвижная игра : «Хитрая лиса»

Задание: Нарисовать еловую веточку.

Загадки.

Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год

Она на ёжика похожа,

Как ёж, она в иголках тоже,

На ней плоды бывают — шишки.

Девчонки ждут её, мальчишки,

Когда она под Новый год

На праздник к ним стоять придёт.

Держит лапы - косолапы,

А рост как у папы.

Стоит Красавица

Небес касается.

Зимой и летом

В шубу одета.

Шубой колючей

Цепляет тучи.

На лесной опушке,

Около избушки,

Выросли подружки –

Шишки на макушке,

Острые иголки

Зелены и колки.

Подвижная игра: «ХИТРАЯ ЛИСА»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Содержание игры:

играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

Наблюдение № 3

«Условия, необходимые для роста елочки»

Цель:

Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели.

Познакомить детей с ароматом ели. Объяснить детям, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.

Учить детей бережно относиться к зеленому другу.

Вопросы:

• Давайте найдем нашу елочку. Посмотрите на нее, какая она красивая. Полюбуйтесь ею.

• Как думаете, что нужно для ее роста? Почва – земля, свет, тепло, вода.

• Что будет, если елочку не поливать?

• А кто поливает нашу елочку?

• Как вы думаете, а зимой елка растет? А почему?

• Где ей лучше расти в городе или в лесу? Там, где она одна, или там, где много деревьев?

• При каких условиях елочка бывает пушистой, ровной когда много деревьев и ей тесно, мало света или когда ей никто не мешает и достаточно света? Так нужен ли свет для елочки? Почему?

• Как выдумаете, елочка живая или нет? Почему живая?

• Что за хвойная одежка у нее? А хвоя – это что? А она пахнет? Понюхайте ее.

• Найдите смоляную ножку у ели, покажите ее. Ствол.

• Почему его называют смоляным?

• А есть ли смола на нашей елке?

• Как вы думаете, пахнет ли смола?

• Пахнет ли воздух около ели. Закройте глаза и вдохните воздух. Хорошо ли человеку дышать этим воздухом? Полезен ли он для здоровья?

• А будет ли она расти, если ломать ветви?

• Надо ли елочку беречь? Как?

Познавательно-исследовательская деятельность: (обследование игрушечной елочки, сравнение елочек);

Рассуждение, вывод: (Ель на участке живая, у неё есть корни, лапа-веточка ели, ель издаёт аромат; игрушечная ель, её сделали на заводе, у неё есть ствол, ветки, но нет корней- она не живая, не пахнет, её можно поставить в любое место, с ней можно

играть.

Игра - перевоплащение: «Я ёлочка».

Вечером читаем детям рассказ. Обсуждаем ситуацию.

Задание: Нарисовать ель, растущую в лесу на широкой поляне и ель, растущую около большого завода.

1. Елка

В одном далеком лесу жила Ёлка. Начиналась она с большой красивой верхушки, которая пряталась среди высоких стройных елей и белоствольных берез. Наша Ёлка очень любила хвастаться своим видом, многих птиц и зверей кормила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом городе не хватало ёлок. Конечно же, горожане обрадовались Ёлке и попросили её остаться. Ёлка всегда всем помогала и поэтому согласилась. А главное – Ёлка доставила радости всему городу.

Случилось так, что люди быстро привыкли к Ёлке и делали возле нее, что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб выходили грязные потоки воздуха и садились на красавицу. Под Ёлку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. И никто из горожан не подумал, что Ёлка – тоже живая. А она очень переживала: «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их радовала своей красотой, весельем возле меня».

Шло время. Люди не прекращали загрязнять Ёлку, а она все ждала, когда же они, наконец, опомнятся. Совсем заболела Ёлка: «Нет, не могу я больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой и не красивой». Позвала она всех своих жителей, собрались и березы, и сосны, и звери - и очистили Ёлку, вылечили её. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли сосны и березы, где человек – редкий гость.

А жители обнаружили, что остались без Ёлки…

2. Игра - перевоплощение: «Я елочка»

Цели: развить воображение, память, умение видеть мир глазами маленького дерева; сформировать желание защищать елочки, любоваться ими; развить выразительность речи.

Педагог говорит о том, что мы много говорили о елочках, наблюдали за ними, рассматривали иллюстрации. Предлагает детям «превратиться» в елочек и побыть немного на их месте.

Наблюдение № 4

«Сравнение елки с сосной»

Цель: Расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить детей с их пользой для здоровья.

У меня длинней иголки, чем у ели.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке –

Ветки только на макушке. (Сосна)

Вопросы :

• Почему думаете, что это сосна?

• Чем сосна и ель похожи? Зеленые круглый год, есть иголки…

• Как мы можем назвать эти деревья, раз у них есть хвоя? Хвойные.

• Похожи ли у них иголки? У ели – короткие, одиночные, у сосны – длинные, сидят по две.

• А цвет иголок какой?

• Как расположены ветки на стволе?

• Как вы думаете, почему они так растут? Сосна всегда стремиться к свету. Самое высокое дерево в лесу. В народе говорят: «Нет дерева выше, чем сосна».

• А у нас сосна и ель какие? Что выше?

• А зимой у сосны есть иголки? Потрогайте их. Какие они?

• Потрогайте стволы деревьев. Какие они?

• А есть ли смола у сосны? Пахнет она? Понюхайте.

Сосна, сосна! Душистый лекарь!

Как мне нужна твоя смола.

• Есть ли у сосны шишки? Найдите их. Почему нет? Принести с собой шишки. Предложить детям найти шишки сосны.

• Расскажите, какие шишки у сосны?

• Похожи ли они на шишки ели?

• Полезен ли воздух сосен и елок?

Поисковая деятельность: ««Подбери шишки и иголки к дереву» (шишки ели, сосны, лиственницы)

Подвижная игра: «Бездомный заяц»

Задание: Нарисовать ель и сосну.

Подвижная игра: «БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Содержание игры:

из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик»(возле дерева, например).

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик»; К кому бездомный заяц встаёт спиной тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.

Правила:

Охотник может ловить зайца только вне домика.

Пробегать зайцам через домик нельзя.

Если заяц вбежал в домик, он должен там остаться.

Как только заяц вбежал в домик, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.

Наблюдение №5

«Нарядная елочка»

Цель: Дать представление детям о том, что елочка – символ Нового года;

Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к

елочке; умение радоваться и любоваться;

Вызывать желание у детей украшать елочку к празднику.

«Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит.

На ветвях игрушки

Бусы и хлопушки

Что это? (елка)

Вопросы:

• Ребята, а символом какого праздника является ёлочка?

• А кто дома украшал елку?

• Какой была ваша елка?

• Какими игрушками вы ее украшали?

• А откуда берутся игрушки, для украшения елочки?

• А можно ли сделать игрушки своими руками?

Педагогическая ситуация – проблема: «Чем украсить нашу елку»;

Подвижная игра: «Лесом по проселку»

Вечером прочитать детям о том, откуда обычай наряжать елочку к Новому году.

Подвижная игра : «Лесом по проселку»

Дети слушают стихотворение и выполняют движения, соответствующие тексту.

Лесом по проселку Шли сюда на елку. Ну, давай подпевай: Шли сюда на елку. Вот бегут зайчишки, Зайчики-трусишки. Ушками задвигали, У елочки запрыгали. Вот шагают петушки, Золотые гребешки. Красные сапожки На высоких ножках. Ну-ка, выходи-ка, Серый кот-мурлыка, Бархатные лапки, На лапках царапки. Вышел из берлоги Мишка на дорогу. Лапами захлопал, По снегу затопал. Лесом по проселку Шли сюда на елку. Ну, давай подпевай: Шли сюда на елку.

Рассказ воспитателя.

А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.

Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.

После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.

1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.

Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.

Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.

Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…

Список литературы:

1. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет».

2. Зенина Т. Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно - методическое пособие.

3. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений за объектами живой природы Открытие маленьких тайн природы Цели: познакомить детей с жизнью насекомых в природных условиях, показать их зависимость.

Цикл наблюдений за золотой рыбкой Цикл наблюдений за золотой рыбкой. (безотносительно возраста дошкольников) Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? Цель. Познакомить с аквариумной.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июль Июль Прогулка 1 Наблюдение за дождевым червем Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни,.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июнь Июнь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды; — учить выделять изменения.

Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями Цель: - Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды. Задачи: Образовательные: - расширять знания.

Картотека наблюдений за объектами природы Тема. Наблюдение за солнцем. Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом. Процесс. Перед началом прогулки подойти.

Наблюдение за живыми объектами в подготовительной группе «Мир вокруг нас»Наблюдение за живыми объектами в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Задачи:- сформировать обобщенное представление о животных; - сформировать умение анализировать объекты, выделять существенные признаки;.

Картотека «Наблюдения за природными явлениями» Наблюдение: «Что такое лёд?» Цель: Формировать представление о том, как получить лёд и дать понятие о том, что лёд это вода, но твёрдая.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Цикл наблюдений за питомцем- волнистым попугаем Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Цикл наблюдений за питомцем (волнистым попугаем) Наблюдение 1. Привет, я Кеша, я.

Эксперименты с реальными объектами Эксперименты с реальными объектами 1 Введение Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цикл наблюдений за природными объектами «Наблюдение за елочкой»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 10:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД