Анастасия Владимировна
Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровск «Детский сад № 7»
Паспорт проекта
«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Авторы проекта: Лукина Анастасия Владимировна,
музыкальный руководитель;
Роговенко Наталья Владимировна, воспитатель;
Чикалкина Наталья Николаевна, воспитатель.
Публикация «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
Тема проекта: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Основная образовательная деятельность: «Художественное развитие».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: средней продолжительности (2 месяца)
Состав участников: воспитанники подготовительных групп, педагоги, родители.
Проблема. Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема овладения ребенком народным наследием, естественным образом приобщающего подрастающее поколение к основам культуры.
Актуальность проекта. Одним из базовых принципов дошкольного образования является ознакомление дошкольников с нормами социокультурной жизни, традициями семьи и народа, обычаями родного государства.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание, это универсальное средство введения детей в традицию русской национальной культуры, аккумулирующее духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
Фольклор дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения.
Фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом, и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,
сердце преисполняется чувством изящного,
пусть народная поэзия действует на них как музыка»
В. Г. Белинский
Гипотеза проекта. Если приобщать дошкольников к истокам народной культуры, то возможно:
• сформировать представления о национальной культуре русского народа;
• правильно сформировать этические идеалы ребенка;
• обогатить сенсорный и культурный опыт ребенка, дать импульс для творческого развития;
• более быстрое усвоение ребенком связной и грамматически правильной речи;
• развить и скорректировать разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка;
• раскрыть незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красоту художественного слова;
• сформировать положительную динамику развития восприятия и усвоения устного творчества русского народа, с последующим применением его в практической жизни.
Цель. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи.
Познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями через русские народные календарно-обрядовые праздники.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; воображение, творческие и актерские способности.
Разнообразить музыкальную, художественную, игровую деятельность.
Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров (календарными, трудовыми, земледельческими, плясовыми, обрядовыми, лирическими, шуточными, хороводными и пр.). Развивать вокально-хоровые навыки средствами народного фольклора.
Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, свирель, ансамбль русских народных инструментов и т. п.).
Формировать творческие проявления при инсценировании сказок, песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Расширить представления детей о видах сказочного жанра; продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок; развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.
Продолжать знакомить детей с волшебными сказками, их образным строем и структурой сюжета. Развивать чувство языка; создавать условия для проигрывания сказочных эпизодов, использование в диалогах характерных для сказки образных выражений. Поддерживать стремление детей участвовать в игре-драматизации.
Расширять знания детей о различных видах декоративно-прикладного искусства; познакомить с нетрадиционной техникой росписи.
Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз, раскрашивание изображения красками, способы получения новых цветов и оттенков. Развивать умение передавать в рисунке образы сказочных героев в движении. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки.
Учить детей создавать игрушки из пластилина; находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочного персонажа. Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями. Воспитывать интерес к отражению сказок в декоративно-прикладном творчестве.
Учить расписывать игрушку по народным дымковским мотивам, используя традиционные элементы росписи.
Создать необходимую предметно-развивающую среду.
Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями, развивать педагогическую компетентность родителей.
Пополнить методическую копилку по оказанию профессиональной помощи воспитателям, родителям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с устным творчеством русского народа.
Целевые ориентиры:
• Сформированность представлений о содержании и особенностях русской народной культуры.
• Более яркое эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
• Повышенный уровень интереса к различным формам художественной деятельности.
• Творческое самовыражение воспитанников.
• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
• Новые знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
• Потребность в совместной познавательной и творческой деятельности у детей и родителей.
• Уважительное отношение к русским народным традициям.
Основные методы проекта:
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
• моделирование и проектирование работы по теме «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»;
• фронтальные, тематические и сюжетные занятия по ознакомлению с русским народным творчеством;
• беседы, знакомство с малыми формами фольклора; рассматривание произведений народной культуры; игры, фольклорные праздники и развлечения, драматизация, продуктивная деятельность;
• выставка совместно с родителями «Элементы русского быта».
Ресурсы. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, аудиотека, видеотека, театральные костюмы.
Методическое обеспечение: Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2012;
Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М. : «ТЦ Сфера», 2006;
журналы «Музыкальный руководитель» № 4, 2021, иллюстрации, презентации;
Краснушкина Е. «Лепим народную игрушку» М. : Мозаика-синтез, 2013;
Краснушкина Е. «Чудесная гжель» М. : Мозаика-синтез, 2010;
Дорожин Ю. «Дымковская игрушка», М: «Мозаика-синтез» 2004,
«Сказочная гжель» М. 1999, «Филимоновские свистульки» М. : Мозаика-синтез, 2000;
Литвинова М. «Русские народные подвижные игры» М. : «Просвещение» 1986;
Дорофеева А. «Городецкая роспись» М. : Мозаика-синтез, 2010, «Каргопольская игрушка» М. : Мозаика-синтез, 2011;
Лапшина Г. «Фольклорно-экологические занятия» Изд. «Учитель», 2006;
«Цветочные узоры Полхов-Майдана» М. ; Мозаика-синтез, 2003;
интернет ресурсы.
Этапы работы над проектом
Этапы работы Содержание Участники Продукты
1. Целеполагание
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование ее актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов. Музыкальный руководитель, воспитатели. План работы над проектом.
2. Разработка проекта Подбор музыкального, демонстрационного и раздаточного материала, сказок, иллюстраций, пословиц, мультфильмов, игр. Разработка тематических занятий, бесед. Познакомить родителей с целью проекта, беседы о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Консультации «Роль сказки в воспитании детей», «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Оформление папки-передвижки для родителей «Фольклор в режимных моментах». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Внесение уточнений и необходимых корректив в программу проекта. Методическая разработка проекта. Разработка сценария презентации проекта.
3. Выполнение проекта Тематические музыкальные занятия: «Русские народные инструменты», «Путешествие по России»; фольклорные праздники и развлечения. Инсценировки р. н. п. Обыгрывание знакомого материала по-новому: вокальная интерпретация русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка».
Занятия в группе: аппликация «Бычок – смоляной бочок», «Девица-красавица», рисование «Дымковский индюк», «Царевна - Лягушка», «Роспись пряников» (нетрадиционные техники, лепка народной игрушки «Козлик», «Герои русских народных сказок», чтение русских народных сказок : «Баба Яга и ягоды», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Чудесные лапоточки» и др., театрализация изученных сказок.
Игры «Придумай по другому», «Найди, что не так», «Звукорежиссер», «Объясни пословицу», подвижные игры.
Знакомство со сказками через видео и аудио материалы, фрагменты мультфильма «Мы живем в России». Рассматривание иллюстраций русских костюмов «Как одевались на Руси».
Беседы с детьми о прочитанной дома сказке. Инсценировки в группе изученных сказок. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети. Конспекты и презентации тематических занятий, сценарий презентации проекта, выставки в группе. Презентация вокальных сказок «Курочка Ряба», «Репка» детям младшего возраста. Развлечение «Конный праздник», фольклорный осенний праздник «Осенние посиделки». Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов праздника.
4. Подведение итогов Презентация результатов совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети. Картотека «Русские народные подвижные игры». Выставка совместно с родителями «Элементы русского быта».
Музыкально-театрализованное представление
по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»
Рефлексия
Самоанализ результатов участия в проекте. Музыкальный руководитель, воспитатели, дети. Применение полученных знаний в семье, режимных моментах.