Наталья Козлова
Проект по воспитанию толерантности «Народов много — страна одна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Воскресенский детский сад»
Калачинского муниципального района Омской области
«Народов много – страна одна»
Разработчик:
воспитатель Козлова Н. П.
Воскресенка 2018
Проект «Народов много – страна одна»
«Культурный человек терпим к
людям других национальностей,
к инакомыслящим, не агрессивен»
А. В. Сухомлинский
Публикация «Проект по воспитанию толерантности „Народов много — страна одна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Возраст детей: подготовительная группа.
Срок реализации проекта : краткосрочный – 2 недели (29 октября – 9 ноября).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность
Исторически сложилось так, что наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов (русские, украинцы, колмыки, азербайджанцы, армяне, татары и другие, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждении нашей страны воспитываются дети разных национальностей, и наш детский сад, не исключение. Поэтому важно не только формировать у дошкольников чувство гордости за свое национальное «Я», но и знакомить их с культурными традициями других народов, воспитывать благожелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.
Цель: Способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности. Формировать осознание детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
Задачи: - формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны; дать представление о многонациональности нашей страны;
- развивать эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками;
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Содержание работы
Познавательное развитие.
НОД «Мое Отечество Россия» - формировать у детей интерес к получению знаний о
Родине;
- развивать умение рассказывать об истории и культуре
своего народа;
- воспитывать чувство принадлежности к определенной
культуре, уважение к культурам других народов.
НОД «Народы России». - формировать в понимании детей образ необъятной
многонациональной России;
- формировать представления о том, что каждый народ
имеет свою историю, культуру, традиции;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско –
патриотические чувства.
НОД “В гости к жителям гор ” - познакомить детей с культурой народов Северного
Кавказа;
- формировать в понимании детей образ необъятной,
могучей России;
- воспитывать у них чувство уважения к особенностям
жизни других национальностей;
НОД «Дружба народов России». - расширять представления детей о культурах разных
народов;
- побуждать, сравнивать и находить сходство разных
культур;
- воспитывать уважение к собственной культуре и
культуре других народов.
НОД «Народная культура и традиции татар». - познакомить детей с культурой и
традициями татарского народа;
- вызывать интерес к культурам других
народов;
- воспитывать чувство толерантности.
Беседы.
«Страна, в которой мы живем» - закрепить знания детей о названии страны, ее
природе;
- дать детям знания о богатствах России,
- воспитывать стремление беречь и приумножать их;
«Мы Россияне» - обсудить с детьми то, как они понимают понятия семья, Родина,
Россия;
- закреплять знания о том, что люди разных национальностей имеют
различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;
- вызвать желание больше узнать о России.
Речевое развитие.
НОД «Я – гражданин России» - активизировать словарь детей новыми словами:
гражданин России, свидетельство о рождении,
паспорт, достойный сын Отечества;
- развивать умение отвечать на вопросы полным
предложением;
- воспитывать чувство гордости своим гражданством.
НОД «Символы Российского государства» - систематизировать и развивать связную
речь;
- углублять и уточнять представления о
Родине-России;
- воспитывать чувство гордости за свою
страну.
Чтение художественной литературы
Детские энциклопедии
«Наша Родина – Россия» - расширить и обобщить знания детей о некоторых
«Народы России» особенностях разных народных культур
«Наша планета – «Земля» - познакомить детей с разнообразными природно –
климатическими зонами, флорой и фауной,
подчеркивая тесную связь окружающего мира с
жизнью человека.
Русские народные сказки :
«Хаврошечка» - знакомить с русским народным фольклором;
«Морозко» - развивать мышление, фантазию, умение работать в
коллективе;
- воспитывать любовь и доброе отношение к труду
человека;
- расширить и закрепить знания детей о некоторых
особенностях русской народной культуры.
Узбекские народные сказки :
«Про солдата и аптея» - учить отличать добро от зла;
«Ферганская долина» - знакомить с национальными особенностями разных
Белорусская народная сказка : народа;
«Осилах и змей» - формировать умение находить сходство и
Грузинская народная сказка : различия со сказками других народов.
«Счастье»
Таджикские народные сказки :
«Хитрая лиса»
«Глупый волк»
Эстонская народная сказка :
«Комар и конь»
Армянская народная сказка :
«Два хитреца»
Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России
С. Михалков «Кремлёвские звёзды», - приобщение детей к поэтическому слову
А. Барто «Деревья в три обхвата» - формирования у них эмоционального
Н. Злобин «Наша Родина» отношения к действительности.
А. В. Жигулин «О Родине».
З. Александрова «Родина»
В. Берестов «Матрешки»
П. Воронько «Лучше нет родного края»
В. Лебедев-Кумач «Москва»
Литературная викторина
«Из какой сказки герой?» - закрепление знаний о сказках народов России;
- обогащение и активизация словарного запаса детей;
- воспитание интереса и уважения к многонациональной
культуре России.
Социально – коммуникативное развитие.
Театрализованные игры
Драматизация татарской сказки «Три сестры».
- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;
- развивать дикцию, выразительность речи;
- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.
Дидактические игры
«Раньше и теперь».
«Назови слова, характеризующие хорошего человека».
«Что нужно мастерам?».
«Закончи предложение
«Моя страна …».
«Моя Родина - Россия».
«Чей костюм?».
«Что путешественник по России возьмет с собой».
«Чей флаг»
«Чей герб»
Сюжетно-ролевые игры
«Веселое путешествие по России».
«Дом моды».
Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»
1. «Самое дорогое» - русская
народная сказка.
2. «Как собака друга искала»-
народы севера.
3. «Кит и олень» - чукчи.
4. «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка» - русская народная
сказка.
5. «Гуси-лебеди» - русская народная
сказка.
6. «Гордая мышь» - осетинская
сказка.
7. «Заяц слуга» - татарская сказка.
Проблемные ситуации
«Если ты один во всей России»
«Если на Россию напали враги»
«Если встретились русский, татарин,
башкир»
.
Предложить детям на карте и на глобусе найти и показать Россию и главный город. Отметить флажком на карте столицу России.
Изготовление альбома «Люди разных национальностей»
Физическое развитие.
Подвижные игры народов России
Русские народные игры :
«Кот и мыши» - воспитывать уверенность в собственных силах;
«Стадо» - развивать ловкость, смелость, умение помогать друг
«Горелки» другу;
Татарские народные игры : - совершенствовать технику выполнения основных и
«Серый волк» общеразвивающих движений, спортивных
«Ловишки» упражнений.
«Хлопушки» - продолжать знакомить с подвижными играми разных
Бурятские народные игры : народов России.
«Табун» - воспитывать желание жить в мире со всеми
«Ищем палочку» народами, уважение к культуре, обычаям и
Башкирские народные игры : традициям других народов
«Юрта»
«Липкие пеньки»
Чувашская народная игра :
«Хищник в море»
Казахская народная игра :
«Айгулек».
Узбекская народная игра :
«Ок теракли, кук терак»
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
НОД «Кукла в национальном костюме» - формировать умение изображать
характерные особенности национальной
одежды;
- закреплять умение легко рисовать простым
карандашом и закрашивать цветными
карандашами;
- воспитывать организованность.
НОД «Веселые матрешки» - формировать умение рисовать матрешку, передавая
пропорции и элементы оформления;
- развивать глазомер, чувство цвета;
- воспитывать интерес к народной культуре.
НОД «Родная страна» - формировать умение отражать красоту родного края в
рисунке;
- развивать умение доводить задуманное до конца;
- воспитывать любовь к родному краю.
НОД «Тюбетейка» - совершенствовать умение детей предавать в рисунке
национальный узор;
- закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по
величине, продумывать композицию рисунка, определять место
и величину изображений.
- продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к
своей стране, гражданскую ответственность, чувства
патриотизма и гордости за Родину;
Аппликация
НОД «Балалайка» - формировать умение задумывать композицию, содержание
аппликации;
- развивать умение располагать изображение на всем контуре;
- воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Лепка
НОД (пластилинография)
«Флаг Российской Федерации» - продолжать учить задумывать содержание своей
работы;
- развивать фантазию и воображение;
- воспитывать у детей любовь и уважение к
современной государственной символике России;
Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности
Рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России».
Музыка
Разучивание песен о России.
Разучивание танцев
«Друзья»
«Якутяночка»
«Русская пляска»
«На горе то калина».
Прослушивание народных песен и музыки
«Лезгинка» Хачатурян
симфония «Северное сияние»
татарская «Плясовая»
башкирская и удмуртская народные
песни.
Хороводные игры:
«Берёза»
«Ходит Ваня»
«Венок»
Описание продукта проекта
Создание картотек:
«Стихи о России»
«Народные игры»
«Пословицы и поговорки»
Выставки детских работ
Подборка народных сказок
Альбом:
«Люди разных национальностей»
Презентация альбома.
Приложение