Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов»

Тамара Маланина
Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов»

Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов»

Подготовила и провела воспитатель Маланина Т. Н.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры - традициям чаепития.

Задачи:

-углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении,

распространении, традициях чаепития;

Публикация «Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе „Традиции чаепития у разных народов“» размещена в разделах

-развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

-формировать навыки исследовательской деятельности;

-воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы

материальной культуры;

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Методы и приемы: Наглядный (демонстрация, практический (опыты,

экспериментирование, игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация, словесный (беседа, рассказ)

Ход НОД

Звучит мелодия восточных стран (Китай)

Воспитатель : А кто знает, жители каких стран так одеваются (ответы детей)

(на магнитной доске иллюстрации людей в костюмах страны Китай)

Воспитатель: Это одежда называется кимоно, её носят в странах Востока.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну - Китай. У меня для вас есть сюрприз.

(Показывает ларец) .

Воспитатель: Как вы думаете, что внутри?

(Дети высказывают предположения) .

Воспитатель: Внутри ларца - маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы

потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках?

(Дети ощупывают мешочки, нюхают) .

Воспитатель: Вы догадались, что в них? (Дети отвечают).

Воспитатель: Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.

Восточное изобретенье -

К нему желательно варенье.

Но если такого нет,

Сойдёт и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой. Что это?

(Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы.)

Воспитатель: Действительно, это чай - прекрасный, полезный напиток.

Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.

(Воспитатель показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте) .

Воспитатель : Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.

Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён

в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.

(Демонстрируются иллюстрации о чайных деревьях и кустах, сборе чая) .

Воспитатель: Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони, которые ценились дороже золота). После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

(Дети рассматривают красивые упаковки с чаем)

Воспитатель: Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Воспитатель: Ребята, мы познакомились с родиной чая - Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку?

Давайте и мы разомнёмся.

(Упражнения под китайскую музыку.)

Воспитатель: Любите ли вы чай?

(Но для начала предлагает рассмотреть чай в лупу) .

Воспитатель: Какой он по цвету, по размеру, на что похож, определить по запаху, что это за чай.

(Предлагается попробовать несколько сортов чая, которые приготовила для них воспитатель) .

Воспитатель: Ребята, кто знает, почему чай называют чёрным?

(Ответы детей) .

Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Такой чай приготовить не просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. их сортируют по размеру и вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай.

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое тарелку №2

Воспитатель: Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?

(Дети рассматривают в лупу чаинки зелёного чая, высказывают свои версии) .

Воспитатель : Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные, зелёные.

Воспитатель - А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа. Мы, ребята, убедились, что чай бывает разных цветов.

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листики чая находятся на тарелке? Что вы ещё видите? Что на твоей тарелке?

(Воспитатель расспрашивает детей о содержимом на тарелках, дети высказывают свое мнение)

.

Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал для дегустации, для вас накрыты столы. Мы в зале для дегустации чая. Мы - дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы? (Ответы детей). Дегустаторы - люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.

(Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель расспрашивает детей, какой чай они пьют) .

Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его. Пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый, у него может быть разный вкус. Я вам рассказала, как собирают и обрабатывают чай.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.

(Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный и т. д.)

Воспитатель: А кто знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его?

(Ответы детей) .

Воспитатель: У меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это.

(Даёт каждому ребёнку по кусочку лимона.)

Воспитатель: Чем я вас угостила? Правильно, это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложкой. Изменился ли цвет чая? Каким стал его вкус?

(Ответы детей) .

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. А сейчас вернёмся к нашей карте. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции.

Давайте найдём на карте эти страны и отметим их зелёным листочком.

(Фоном звучит музыка народов Востока)

Воспитатель: Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги. Мы побывали в разных странах. А теперь вернёмся домой, в Россию. В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае.

(Отмечает листочком на карте) .

Воспитатель: В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой? (загадывает загадку)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Дети отгадывают загадку, рассматривают самовар и садятся пить чай вокруг него) .

Публикации по теме:

Сценарий праздника ко Дню толерантности «Фестиваль народов Нижегородской области»Сценарий праздника ко Дню толерантности «Фестиваль народов Нижегородской области» Сценарий ко дню толерантности «Фестиваль народов Нижегородской области» Цель: -Воспитывать в детях толерантность. -Вызвать эмоциональный.

«Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программное содержание: - углублять и систематизировать.

Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Дружба разных народов» Цель: расширить и углубить знания детей о дружбе и единстве народов России через культуру общения, подвижные игры, творчество и традиции.

Конспект НОД в старшей группе «Традиции и культура народов проживающих на территории УР» Конспект НОД в старшей группе «Традиции и культура народов проживающих на территории УР» Матвеева Е. Ф. воспитатель МБДОУ № 215 Цель: Формирование.

Конспект ООД в старшей группе «Гостеприимство. Традиции и обычаи народов» Задачи по образовательным областям: «Познавательное развитие» Формировать понятие «национальная культура» «Речевое развитие» Обогащать.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России» Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России» Цель занятия: сформировать представление детей.

НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» НОД старшей группе на тему: «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» Воспитатель: Алькова В. В.

Проект в подготовительной группе «Традиции и обычаи разных стран»Проект в подготовительной группе «Традиции и обычаи разных стран» Проект в подготовительной группе «Традиции и обычаи разных стран» Вид проекта: среднесрочный, групповой, информационный, творческий. Участники.

Конспект занятия «Чай степей и пустынь. Традиции чаепития в Туркмении» Тема: «Чай степей и пустынь»(Туркмения) Цель:Познакомить с традициями чаепития в Туркмении; рассмотреть вместе с детьми туркменский национальный.

Фотоотчет «Жилище разных народов»Фотоотчет «Жилище разных народов» Чум – жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов»
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 10:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД