Папки-передвижки

НОД «Наши друзья — дождевые черви»

ИНДИРА ЦАЛЛАГОВА
НОД «Наши друзья — дождевые черви»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка

Задачи:

1. Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей.

3. Воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.

Публикация «НОД „Наши друзья — дождевые черви“» размещена в разделах

Оборудование: аквариум с дождевыми червяками, поднос, пинцет, влажные салфетки, стакан с камешками, банка с водой, модели «Живое», «Дождевой червяк»,кувшин, мольберт, «ковер- самолет».

По количеству детей: лист белой бумаги, веревочка, поднос с землей, палочка, лупа, дощечка, цветная бумага, влажные салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, чтение художественной литературы, сказок и рассказов («Сказка про червяков» Т. Н. Мизина; «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение «Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков»Дождевые червячки» , беседы на темы: «Как живет червяк», «Удивительный мир подземных пахарей», просмотр видеофильмов.

НОД:

I. Организационный момент.

1)Кто в доме-яблоке живет

Постепенно дом жует!

Покатился дом и скоро

Изнутри сбежит обжора (червяк).

2)Он в земле живет, там дом.

Местный он, он наш земляк.

Попрощаться вот с дождем

Выполз дождевой….(червяк)

II. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, я зашла сегодня в группу и вижу, на столе стоит вот этот дивный кувшин. Вы не знаете, кто его сюда принес? Воспитатель берет сосуд, показывает и слегка трет. Гром, музыка. Появляется джин.

Хоттабыч. О, моя повелительница! Слушаю тебя и повинуюсь! Падает на колени.

Воспитатель. Что, ты дедушка, встань!

Хоттабыч. Я не дедушка! Я старик Хоттабыч! Зачем вы меня побеспокоили?

Воспитатель. Да не хотели мы, правда, дети? Это я нечаянно потерла одну сторону вот этого кувшина, ты и появился.

Хоттабыч. Эх, говорил Маггомеду третьему, потопи кувшин в морской пучине, а он - нет, отдам его детям, пусть позабавятся.

А ведь я, со своим другом, занимался одним очень интересным делом!

Воспитатель. Не расстраивайся так, Хоттабыч! Посмотри сколько здесь замечательных ребят, и они очень рады тебя видеть!

Правда, ребята?

Дети. Здравствуй, Хоттабыч! А как зовут твоего друга? Познакомь нас с ним!

Хоттабыч. До моего дома путь не близкий. Добраться нам поможет вот этот «ковер-самолет». Давайте попрощаемся с воспитателем, а когда вернетесь - не забудьте рассказать о своем путешествии.

Воспитатель. До свидания, ребята, возвращайтесь скорей!

Хоттабыч. Садитесь на ковер, держитесь крепче, закрывайте глаза и в путь!

Колдует с бородой: «Лети ковер ко мне домой, чтоб не угнаться за тобой!» Звучит музыка.

Хоттабыч. Вот мы и долетели! Здесь я живу.

III. Открытие нового знания.

Дети. А где твой друг, Хоттабыч, мы ни кого не видим!

Хоттабыч. Прежде чем познакомить вас с ним, я бы хотел прочесть вам его послание.

Здравствуйте!

Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья, но боюсь вам это не очень понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить, что мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай - рыхлим почву, съедаем старые листья.

Некоторые говорят: «Скользкий, как червяк, «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, то не смогли бы ползать.

Дорогие дети! Если вы захотите со мной дружить, то с помощью моего верного друга - Хоттабыча, легко меня найдете!

С уважением, подземный житель – дождевой червяк.

Хоттабыч. Ребята, хотите ли вы подружиться с дождевым червяком? Прежде всего, вам необходимо как можно больше узнать о нем. Я вам предлагаю стать маленькими исследователями и провести ряд наблюдений.

Надевает шапочки детям, подходит к аквариуму.

Хоттабыч. Напомню вам, ребята, что дождевой червь – это подземный житель. Живет он у меня в аквариуме, во влажной земле.

Достает червя, кладет на поднос с землей.

Давайте внимательно его рассмотрим, поздороваемся с ним.

Это, ребята, обыкновенный дождевой червяк. В длину он достигает 40 см. В тропических же странах водится огромный червяк, более метра длиной, голубого цвета. В природе дождевой червь живет только во влажной земле, где содержится много гниющих растительных веществ. Червь натаскивает себе в норку кусочки соломы, перья, обрывки бумажек, остатки листьев, таким образом, приготавливая себе корм. Дождевой червь улучшает почву, пропуская ее через себя. Зиму червь проводит в спячке, зарывшись в землю, иногда черви собираются обществами и зимуют, свившись клубком. Активны черви ночью, днем редко появляются на поверхности и то только после дождя. 11 видов червей охраняются и занесены в Красные книги.

Как вы думаете,ребята, можем ли мы червяка отнести к живой природе? Обоснуйте свой ответ, опираясь на модели.

Обратим свое внимание вновь на червяка. Можно ли определить, где у червяка голова, а где хвост?

Головной конец он медленно вытягивает вперед, к нему подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен - служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается.

Отпускает червя в аквариум.

Запомните движения червяка. Я вам сейчас покажу различные линии. Какая из них больше всего напоминает путь этого подземного жителя? (Показ картинок)

Сядьте за столы и попробуйте выложить эту «дорожку» самостоятельно. На что она похожа?

Хоттабыч. Дождевой червяк живет не один в своем доме, а с друзьями. Я думаю, они не будут против знакомства с вами.

IV. Физминутка.

Но прежде прослушайте стихотворение о червячке и повторите движения за мной.

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Зимой отдыхаю,

Никому не мешаю,

Не ем, не ползу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На поверхность выползаю.

V. Продуктивная деятельность.

Раздает каждому по червяку на поднос с землей.

1. Рассмотрим, ребята, тело червя. Используем для этого лупы. Мы видим, что тело состоит из отделенных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Движение происходит за счет сокращения мускулатуры тела.

2. Погладим червяка от головного конца к заднему. Какое тельце червяка? (гладкое). А теперь погладим червя в обратном направлении. Какое теперь тельце? (слегка шероховатое). Ребята, шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не позволяя червю скользить.

3. Как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Есть ли у него глаза? Давайте поставим перед ним препятствие, например, палочку. (червь обогнет ее).

Вывод: У этого подземного жителя нет глаз, но зато он хорошо чувствует все, что его окружает.

4. Осторожно положим червя на бумагу разного цвета: сначала на коричневую, затем на красную и желтую. На какой из них он наиболее незаметен? (на коричневой).

Вывод: Червяк имеет окраску цвета земли, в почве темно, яркая окраска не нужна, ее никто не увидит.

5. Обратите внимание, что на подносе у вас лежит земля. Попробуйте ее на ощупь. Она влажная. Черви живут только во влажной земле. Поместим наших новых знакомых в их привычное место обитания. Используем салфетки, чтобы вытереть руки.

Как вы думаете, почему черви выползают на поверхность земли после дождя. Проведем такой опыт: наполним стакан с мелкими камушками водой. Вы видите, что вверх поднимаются пузырьки воздуха. Затем они перестают появляться. Так и под землей – во время дождя норки подземных жителей заливает вода, червячкам становится нечем дышать, и они поднимаются на поверхность.

Хоттабыч. Я, надеюсь, вам понравилось общение с моим молчаливым другом. На память каждому я вручаю вот такое свидетельство:

Свидетельство

«Заслуженный друг дождевых червяков».

выдано….,собственноручно воплотившему в жизнь проект «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки». За неоценимые заслуги в области изучения дождевых червяков.

А теперь вам пора домой. (Снимает шапочки).

Садитесь на «ковер самолет», держитесь крепче, закрывайте глаза и …

Вырывает волосы из бороды, колдует: «Лети ковер скорей домой, чтоб не угнаться за тобой!» Звучит музыка.

Детей встречает воспитатель.

VI. Рефлексия.

- Ребята, где мы побывали сегодня?

- Кто нам помог найти нового друга?

- В кого мы превратились, чтоб провести наблюдения?

- Какие выводы нам удалось сделать?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Птицы — наши друзья»Фотоотчет «Птицы — наши друзья» Наконец закончилась зима. Дни стали длиннее, чаще светит яркое солнце. Все рады приходу весны. Пускай сугробы во дворе И снег почти не тает,.

Фотоотчёт «Птицы — наши друзья»Фотоотчёт «Птицы — наши друзья» У нас в группе компенсирующей направленности МКОУ "Рассветовская СОШ" прошел проект "Птицы - наши друзья", посвященный Году экологии в РФ.

Фотоотчёт «Витамины — наши друзья»Фотоотчёт «Витамины — наши друзья» С детьми старшей группы была проведена беседа «Витамины наши друзья». Цель: показать значимость овощей и фруктов для развития, роста и здоровья.

Фотозарисовка «Наши меньшие друзья»Фотозарисовка «Наши меньшие друзья» Шесть лет назад в моём доме появилась вот такая милая красотка Алиса, В это же время родился внук, им сейчас по 6 лет. Данила обожает.

Лэпбук «Наши пернатые друзья»Лэпбук «Наши пернатые друзья» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе:.

Проект «Дождевые черви»Проект «Дождевые черви» Тема проекта «Дождевые черви» Подготовил: Вос-ль Бесолова З. М. МБДОУ №83 г. Владикавказ Длительность проекта: 2 недели (05.04 – 16.04.2021г.).

Проект «Птицы-наши друзья»Проект «Птицы-наши друзья» Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаем вашему вниманию проект «Птицы - наши друзья». Зима.

Проект «Птицы-наши друзья» Проект в средней группе " Птицы – наши друзья". Авторы проекта: Сейвач Лилия Евгеньевна, Аллахвердян Жанна Владимировна Вид проекта:.

Птицы — наши друзья (фотоотчет)Птицы — наши друзья (фотоотчет) Зимой птицам, очень трудно выживать. Поэтому они как никогда нуждаются в нашей помощи. Именно по этому наш детский сад решил принять участие.

Сценарий КВН «Птицы наши друзья»Сценарий КВН «Птицы наши друзья» Мы собрались чтобы посоревноваться, показать свои знания, умения и все будет подчинено одной теме «Птицы – наши друзья»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Наши друзья — дождевые черви»
Опубликовано: 23 октября 2021 в 09:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД