Светлана Бондарева
«Новые подходы в моделировании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Бондарева С. А., ст. вопитатель
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной темой для воспитателей является организация современной модели мобильной предметно – развивающей среды, как в группе, так и на прогулочных участках ДОУ. Среда рассматривается как одно из условий развития образовательного учреждения.
Публикация «„Новые подходы в моделировании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ“ Бондарева С, А,, ст, вопитатель» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Меняется мир - меняются и дети. Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение выстраивало принципиально новую функциональную модель предметно - развивающей среды. Для создания такой среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием.
Наш детский сад стал одним из 16 участников проекта Республики Татарстан по экспертизе образовательной среды. Шкала ECERS позволила нам оценить развивающую предметно - пространственную среду наших групп и принять эффективные управленческие решения.
Сегодня наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования. Появились новые возможности в организации предметно – пространственной среды, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, интерьер, что благоприятно сказывается на развитии личности каждого из воспитанников.
Пространства группы обустроены в целом так, что занятия детей той или иной выбранной ими деятельностью не прерываются, так как среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Мебель расставлена так, что образует четко ограниченное пространство с достаточным количеством тех или иных вещей, предметов, игр и пособий, чтобы образовалось комфортное для детей пространство. Размещение оборудования по принципу не жесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Центр творческой активности, все материалы для творчества в свободном доступе детей в течение всего дня, они дополнены глиной, фигурными ножницами и деревом, дыроколами и степлерами, клейкой лентой и трафаретами, материалами для коллажей, пряжей, изделиями художественных промыслов. В каждой группе, фойе и коридорах детского сада - сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей. Воспитанникам обеспечивается возможность работы над произведением искусства в течение нескольких дней и не обязательно за столом.
Центр воды и песка оформлен в виде пляжей, лабораторий, в которых доступны разнообразные предметы для игр - контейнеры, ложки, воронки, ковши, фигурки людей, животных, морских обитателей. Реализуются различные формы активности с песком, материал в песочнице может заменяться рисом, фасолью, манкой. Используется кинетический песок.
В центре ролевых игр наряду с традиционными: больницей, магазином, почтой появились салоны красоты, туристическое агентство, типография, лаборатория.
Места для уединения теперь представлены во всех без исключения группах детского сада.
Уютные уголки обеспечены наличием большого количества мягких игрушек, ковровым покрытием и мягкой, уютной мебелью.
Центр науки, куда дети приносят с собой объекты природы, чтобы поделиться с другими или добавить их в коллекции. Центры обогатились коллекциями камней, семян, видами почвы и песка. Добавились колбы, микроскопы, материалы для опытов.
Центр настольных игр и игр, развивающих мелкую моторику, представляет бесчисленное количество палочек, трубочек, зубочисток, наборы бус, шнурков.
Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек. Все центры способствуют продуктивной деятельности воспитанников, дети свои работы могут разместить там, где им удобно, имеют возможность дополнения и демонстрации окружающим.
Среда стала доступной, насыщенной, наполнилась результатами детской деятельности. Появились пространства, где дети могут само выражаться. Появились новые возможности для общения и совместной деятельности. Среда обеспечила возможность для уединения детей, где можно отдохнуть или просто побыть с друзьями наедине. Среда стала удобной для детей.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Большим шагом вперед для руководителя и педагогов ДОУ стало понимание того, что образовательная среда ДОУ должна постоянно находиться в динамичном состоянии, так как идеальную образовательную среду раз и навсегда создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.
Теперь наши дети могут все посмотреть, потрогать, сделать выбор. Они увлеченно заняты до самого ухода и им предоставляется возможность завершить игру в любой удобный для них момент. Они сами могут создавать и реализовывать свои замыслы, справляться с возникающими проблемами и самостоятельно принимать решения.
Условия дошкольного учреждения приближены к домашним, детям дана возможность самостоятельно перемещаться по детскому саду в качестве истинного хозяина. В нашей среде детям уютно и комфортно.
Изменилась среда и на улице, появилось зонирование на территории ДОУ: метеостанция, скалодром. Есть на территории ДОУ зона отдыха, собственный пляж, место для детского творчества и персональных выставок, веревочный парк, имеется боулинг и место для игры в шашки, корт для игры в футбол и хоккей, детский клуб.
Дети много времени проводят на свежем воздухе и с удовольствием используют уличное зонирование в игровой деятельности. Выходя на прогулку, не воспитатель, а дети сами готовят себе оборудование и планируют, чем будут заниматься. Когда ребенок сам начинает думать, фантазировать, тогда начинается его развитие.
Если сегодня мы больше свободы будем давать нашим детям, то результаты не заставят себя ждать – на выходе из детского сада мы увидим ребенка, который проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, который способен выбирать себе род занятий, договариваться, учитывать интересы и чувства других. И это ценно.