Лучший педагог года

Одарённый ребёнок — особая ценность общества

Елена Балова
Одарённый ребёнок — особая ценность общества

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

В последнее время вопрос о выявлении и развития детской одарённости приобрёл особую актуальность. Дошкольное детство представляется, как особенное уникальное социокультурное явление, в котором происходит многогранное развитие личности, ценность которого состоит в том, что залаженный в этот короткий период жизни фундамент, имеет значение для всего последующего развития ребёнка.

Публикация «Одарённый ребёнок — особая ценность общества» размещена в разделах

Научно доказано, что «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь, - одаренностью». [1] Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в раннем детстве.

С введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед педагогом стоит задача поиска, изучения и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, способных адаптироваться к различным социальным условиям, стремящихся к саморазвитию и самореализации, умеющих свободно ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно поэтому чрезвычайно актуальна организация работы с одаренными детьми.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, это развитие способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Все это создает условия, возможности для работы по развитию одаренности.

Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовании.

В своей работе с талантливыми детьми я опиралась на три закона развития высоких способностей (одаренности, которые отметила C.Н. Босякова [2] :

1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Так как педагог является транслятором определенной системы ценностей, моделей поведения в социуме, он должен быть позитивным образцом для подражания, особенно при работе с одаренными детьми, иметь высокий социальный интеллект, коммуникативные, ораторские и организаторские способности, быть гибким в поведении, толерантным к суждениям и людям[6]. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным ребёнком : психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества:

• Целеустремлённость, эмоциональная стабильность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одарённых детей;

• Высокая теоретическая подготовка, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

• Наличие организаторских способностей;

• Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

• Знание возрастной психологии;

• Профессиональная компетентность.

Немаловажную роль имеет умение педагога создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задача педагога создать условия, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность и творчество[3].

Приоритетной целью обучения одаренных детей в моей работе является не только развитие творческих способностей ребенка высокого уровня, но и развитие личности ребенка (духовно-нравственных основ, творческого начала, индивидуальности, коммуникативных качеств и др.)

Поэтому помимо использования разнообразных форм обучения (индивидуальное обучение, дифференциация и перегруппировка параллелей, группировка воспитанников внутри одной группы в малые группы, важно использовать такие формы работы, которые бы развивали личность ребенка[5].

Одной из форм моей работы является ведение командной проектной деятельности, в которой одаренный ребенок может не только углублять свои знания в интересующей его области, но и учиться «работать в команде». В ходе такого взаимодействия при моей поддержке у детей формируются такие качества как надежность, ответственность, терпимость, взаимовыручка, организаторские и коммуникативные способности и другие. Это также помогает сблизить одаренного ребенка с другими детьми, т. к. в проекте могут принимать участие дети разных возрастов. Они вместе танцуют, поют, репетируют роли для спектакля.

На базе нашего детского сада воспитанники посещают кружки под моим руководством: Вокальную студию «Самоцветы», танцевальный кружок «Непоседы» для детей старшего возраста и «Весёлая ритмика» для детей младшего возраста. С большим интересом дети занимаются в театральной студии «Буратино». Результаты деятельности воспитанников фиксируются в следующих формах: творческие выступления; участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. Ежегодно занимает призовые места в городских, областных, всероссийских и международных (дистанционно) конкурсах. Вот наиболее значимые победы на муниципальном уровне:

- Окружной фестиваль детского творчества среди воспитанников БДОУ Октябрьского административного округа «Весёлые нотки»;

- Городской марафон семейного мастерства. Номинация «Звонкие голоса»;

- Городской творческий конкурс детского творчества дошкольников «Первые шаги»;

- Отборочный этап областного конкурса детского творчества «Утренняя звезда Омска»;

- Городской фестиваль конкурса актёрского мастерства образовательных учреждений города Омска «Синяя птица».

Работа педагога с одарёнными детьми – это сложная и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного профессионального роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей, а также тесного сотрудничества с педагогами и специалистами образовательного учреждения и обязательно с родителями.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели - педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую дошкольным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации[4]. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и воспитателя создаст благоприятные условия для развития ребенка. В условиях открытого дошкольного учреждения родители должны иметь возможность прийти в детский сад, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. С результатами творческой, спортивной, прикладной деятельности ребенка родители знакомятся через выставки работ детей, которые проводятся регулярно по итогам развивающих занятий и кружковой деятельности, через различные открытые мероприятия: Дни открытых дверей, тематические беседы для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, активному участию в утренниках, анкетирование и т. п.

С целью систематизации информации об одаренных детях в детском саду формируется и систематически обновляется банк данных, кроме того, использую инновационную педагогическую технологию «Портфолио». Это своеобразная индивидуальная карта развития ребенка, которая позволяет мне увидеть развитие ребенка и правильно выстраивать прогноз его развития, видеть его «зоны риска» и «потенциал», позволяет осуществлять всестороннее сопровождение ребенка.

Для того, чтобы одаренному ребенку было комфортно в детском саду, важно также осуществлять деятельность, направленную на развитие толерантности между субъектами образовательной деятельности: ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель. При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждое событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует дошкольника к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открыть себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку.

Публикации по теме:

Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества Музыкальные руковидители: Муратова Эльвира Юсуфовна, Мустафаева Гульнара Асановна. Фольклор является составной частью музыкальной деятельности.

Ценность экскурсий в развитии и воспитании дошкольниковЦенность экскурсий в развитии и воспитании дошкольников Среди множества форм и методов обучения и воспитания дошкольников на первом месте, в большинстве случаев, стоит экскурсия. Именно эта великолепная.

Консультация для воспитателей «Одарённый ребёнок, какой он?» Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Это объясняется, во-первых,.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Патриотическое воспитание детей на современном этапе развития общества В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Педагогическая ценность загадок Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведения между ними, казалось бы, неожиданных.

Сценарий родительского собрания «Здоровый ребёнок — успешный ребёнок» Задачи: 1. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Конспект урока «Семья — составная часть общества» Урок №45 Дата: Тема: Семья – составная часть общества. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать развитию понятия о взаимоотношениях.

Творческие способности и их ценность в современном мире Творческие способности и их ценность в современном мире. «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одарённый ребёнок — особая ценность общества
Опубликовано: 3 января 2016 в 18:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД