Екатерина Егорова
«Ох уж эти шашки!» Из опыта работы кружка для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.
Наш детский сад специализируется на работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Публикация «„Ох уж эти шашки!“ Из опыта работы кружка для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Игра в шашки популярна, простота правил, и доступность инвентаря делают эту игру возможной в группе. Главной целью является создание благоприятной среды для развития эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка с ОВЗ является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Вот уже несколько лет в нашем детском саду дети с ЗПР занимаются в кружке «Шашки», дети знакомятся с игровым полем, с правым и левым флангом, с фигурами, с техникой выполнения ходов, захватом фигур противника, запрещающимися приемами в игре. Занятия проводятся в занимательной форме.
В процессе обучения игре в шашки у дошкольников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словаря.
Программы позволяет решать следующие задачи:
1) ознакомить с правилами игры в шашки;
2) обучать детей правилам игры в шашки
3) способствовать формированию навыков соревновательной деятельности;
4) формировать навыки спортивного этикета;
5) способствовать развитию эмоционально – волевой сферы у детей с нарушениями ЦНС;
6) воспитывать терпение, умение оценивать свое состояние и состояние партнера.
Программа кружка, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года.
Первый год обучения - знакомство и обучение игре в шашки, учить комбинировать партии, развитие творческого интереса к игре в шашки.
Второй год обучения – продолжение знакомства с правилами игры, с техникой выполнения ходов, общее умственное развитие.
Длительность занятия соответствует возрастным нормам детей старшего дошкольного возраста.
В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены шашечные уголки в групповых комнатах.
Обучающие занятия проводятся два раза в неделю по плану во второй половине дня.
Занятия по шашкам также проводятся по желанию детей – вначале в паре с воспитателем, затем в паре друг с другом. На начальном этапе обучения отбор детей проводится, учитывая заинтересованность познавательными настольными играми, а так же с учетом общего интеллектуального развития ребенка.
На втором году обучения занятия проводятся два раза в неделю по плану. На занятиях продолжаем знакомить детей с правилами игры, с техникой выполнения ходов, захватом фигур противника, запрещающими приемами в игре.
Исходя из опыта работы в данном направлении с детьми ЗПР, следует отметить, что основными задачами обучения игре в шашки являются : коррекции эмоционально – волевой сферы, коррекции коммуникативной сферы, формирования личности.
Занятия по обучению игре в шашки позволяют целенаправленно применять методы словесного и наглядного воздействия.
Реализация программы в силах решить проблему разностороннего развития ребенка, его умственных способностей, фантазии, укреплению памяти, формированию и укреплению сильных черт личности. Игра в шашки позволяет детям ощутить атмосферу риска, учит их видеть допущенные ошибки, прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных с взрослым партнером по игре.
Реализуя Программу по обучению детей с ЗПР игре в шашки, мы можем обсудить проблемы доверия, надежности и самоконтроля. Можем также разобраться в том, насколько предсказуемыми представляются ребенку жизненные события, насколько он понимает правила поведения и в какой мере может удержать себя от дурных поступков.