Приложение МААМ

Конспект занятия для педагогов «Окружающий мир»

Татьянина Наталья
Конспект занятия для педагогов «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».

Условно все многообразие средств обучения  окружающему миру можно разделить на следующие группы: 1) вербальные; 2) натуральные; 3) изображения предметов и явлений, 4) технические;  5) вспомогательные

вспомогательные                     

вербальные                натуральные       наглядные         технические

-учебник                            - коллекции        - плоскостные       мультимедийная

-учебник-тетрадь              - гербарии                                          техника  

Публикация «Конспект занятия для педагогов „Окружающий мир“» размещена в разделах

- тетрадь                              - объекты            - объемные

на  печатной основе           природы

 - хрестоматия

1) Вербальные средства обучения

Вербальные средства - это средства, основанные на слове, прежде всего, на печатном. К ним относятся:

-        Учебник  – основная учебная книга, содержащая сведения, факты, иллюстративный материал, расположенные в порядке изучения тем. Учебник разрабатывается в соответствии с программой, а программа, в свою очередь, базируется на стандарте. Содержание учебника раскрывает вопросы программы, структура указывает на последовательность изучения тем. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики (систематичности, последовательности, наглядности и т. д., а также принципов, характерных для начального естествознания (сезонности, краеведческой, экологической и практической направленностей). Важен и  учет возрастных особенностей – внешний вид учебника, количество иллюстративного материала, размер шрифта,

-        учебная тетрадь на печатной основе – это рабочая тетрадь, содержащая практические задания и вопросы. Вопросы и задания могут быть:

а) на воспроизведение учебного материала (расскажите.)

б) на применение логических умений (исключите лишнее, разделите на группы)

в) на практическое применение полученных знаний (покажите на карте., распознайте)

г) исследовательские (выявите свойства, пронаблюдайте.)

д) творческие (нарисуйте., сочините.)

-        учебник – тетрадь – это учебная книга, совмещающая в себе функции учебника и рабочей тетради

-        тетрадь для самостоятельных и контрольных работ на печатной основе

-        хрестоматия - это учебная книга, содержащая дополнительные материалы

-        дневники наблюдений на печатной основе

Рассмотрим подробнее составляющие элементы учебника окружающего мира. Исследователи выделяют следующие  структурные компоненты учебника :

Структурные компоненты учебника окружающего мира.

  Учебник : - учебный текст (основной   пояснительный   дополнительный)

- внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки, иллюстрации)

Тексты  

а) Основные тексты передают главную информацию - факты, описания, определения понятий, взаимосвязи и закономерности.

б) Дополнительные тексты носят конкретизирующий, комментирующий характер. В качестве дополнительных текстов можно увидеть рассказы, отрывки художественных произведений, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Часто помещаются под различными рубриками, например «Это интересно», «Для любознательных» и др.

в) К пояснительным текстам относятся справочные сведения

Примечание: основные тексты читаются способом изучающего чтения, дополнительные и пояснительные – способом ознакомительного чтения (это разновидности смыслового чтения как познавательного УУД).

Приемы работы с  текстом учебника

- полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но данный прием используется редко, так как полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися.

- выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.

- чтение с комментированием. Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста.

-составление плана текста. Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.

- чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т. п.). Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.    Примечание: Одним из вариантов такой работы может стать прием  ИНСЕРТ в технологии РКМЧП

Внетекстовые компоненты

а) Аппарат организации усвоения знаний - это система вопросов, заданий, упражнений.   Условно все вопросы и задания можно разделить на две основные группы – репродуктивные (направленные на воспроизводство знаний) и продуктивные (побуждающие учащихся к активной познавательной деятельности). Иногда вопросы и задания объединяются авторами учебника  в отдельную рубрику, например, «Проверьте себя»«Подумайте».

б) Аппарат ориентировки включает условные знаки, разные шрифтовые и цветовые выделения, нумерацию страниц. С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником.

в) Иллюстративный аппарат позволяет формировать правильные представления и понятия. Иллюстраций в учебниках окружающего мира для начальной школы обязательно должно быть много. Можно отметить наличие следующих видов иллюстративного материала в учебниках окружающего мира :

-  фотографии

-  рисунки

-  схемы

-  мультипликационные рисунки

-  картографический материал

2) Натуральные средства обучения

Натуральные средства – это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить:

- коллекции.  Коллекции - это наборы однородных объектов для изучения. Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. Как правило, на образцах помещены номера, а названия указаны в списке на крышке коробки, где данные образцы помещены. Это позволяет не только познакомить учащихся с объектами, но и осуществить последующий контроль. Коллекции можно сделать самим учащимся.

-гербарии.  Гербарий – это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. Небольшие растения могут располагаться полностью. Крупные растения изображены, а в гербарии могут содержаться его части. Кроме того, возможно помещение плодов и семян. Для создания гербариев можно подключить и творческий труд самих учеников.

- живые объекты природы – это комнатные растения, а также  животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете.

Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов,  практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т. д

3) Наглядные средства

 плоскостные                                                                       объемные

- таблицы                                                                               - модель

- картографический материал                                              - макет

- репродукции                                                                        - муляж

Наглядные средства обучения дисциплине «Окружающий мир» можно разделить на две основные группы -  плоскостные и объемные.

1. Плоскостные наглядные средства обучения – это плоские изображения объектов изучения. Подобные средства часто используются в начальной школе, но сейчас их успешно заменяю изображения с мультимедийных устройств. К плоскостным изображениям традиционно относят таблицы, картографический материал и репродукции.

Таблицы.  Таблицами в методике преподавания окружающего мира принято называть любые изображения объектов, процессов, явлений окружающего мира, расположенных на листах большого формата и специально разработанных для более эффективной подачи учебного материала.   Это могут быть изображения конкретных предметов, объектов природы и предметного мира, изображения процессов, явлений и закономерностей с взаимосвязями; сезонные и  ландшафтные изображения и т. д.

            Достоинством таблиц является то, что на подобных изображениях акцентировано внимание на самых важных, существенных моментах, кроме того, могут присутствовать подписи, комментарии. Таблицы можно использовать на любом этапе урока и с любой дидактической целью  – при актуализации знаний, при повторении пройденного, при осуществлении контроля, «открытии» и последующем закреплении нового знания. Наборы таблиц часто входят в комплект по дисциплине «Окружающий мир» некоторых издательств.

Картографический материал.  К картографическому материалу относятся, прежде всего, разнообразные карты. В начальных классах на уроках окружающего мира дети знакомятся с различными видам карт, учатся с ними работать. Карта - это обобщенное изображение поверхности земли или ее части с применением условных знаков и масштаба. Карты классифицируются по охвату территории, масштабу, назначению и содержанию.

По охвату территории бывают следующие виды карт: карта звездного неба, Солнечной системы, общая карта мира, карта полушарий, отдельных материков или частей света, природных или экономических зон, стран, областей, районов.

По масштабу различают крупномасштабные карты (топографические, среднемасштабные (обзорно-топографические, мелкомасштабные (обзорные). По назначению можно указать на такие карты как учебные, которые и используются в школе, туристические, спортивные и т. д. По содержанию карты могут быть историческими, географическими. Остановимся более подробно на географических картах. В начальной школе педагог знакомит детей с общегеографическими картами – изображения конкретной территории с обозначением основных географических объектов и тематическими картами. Тематические карты акцентирую внимание на какой-либо особой сфере – это могут быть политические карты, социально-экономические,  карты природных зон, климатически поясов.  

Карты - это знаковые средства обучения. В качестве основных знаковых средств используются условные обозначения и цвет.

Методика обучения работы с картами в начальной школе

             Дети могут иметь представления о картах еще с дошкольного возраста, но более правильные и полные понятия о картах и их назначении у них формируются в начальной школе. От успешности этой работы зависит во многом эффективность работы с данными темами в среднем звене. Рассмотрим последовательность ознакомления учащихся с картами:

1.      Введение понятия «план».  План - это обобщенное изображение объектов (территории) с применением условных обозначений.

2.      Масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по сравнению с действительным объектом.

3 План местности. Условные обозначения плана местности.

4 Карта. Географическая карта. Масштаб, цвет, условные обозначения карт. Стороны горизонта.

5. Параллели и меридианы. Экватор. Координаты на картах.

6. Формирование умения читать карту, работать с картой.

Репродукции.  Репродукция - это копия художественного произведения. При изучении окружающего мира применение репродукций решает ряд задач: позволяет образно, выразительно представить изучаемые объекты и явления природного или социального мира, позволяет расширить кругозор учащихся за счет ознакомления с творчеством художников, реализуются межпредметные связи.

2. Объемные наглядные средства обучения.  Объемные средства обучения – это трехмерные учебные пособия, направленные на формирования более полных представлений об изучаемых объектах. К ним относятся:

а) модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, позволяющее передать основные его характеристики. В начальной школе на уроках чаще всего применяют модели трех видов: статические, динамические и разборные. Статические модели представляют собой обобщенный или более точный образ  целостного объекта или группы объектов, например, модель транспортного средства, механизма, животного или растения. Динамические модели позволяют изучить процессы, закономерности динамичных объектов. Наиболее популярные модели, используемые в обучении – глобус и теллурий (модель, демонстрирующая движение Земли вокруг Солнца, модель вулкана.   Разборные модели позволяют увидеть внутреннее устройство объекта - модель цветка, плода, глаза.

б) макет – объемное изображение строения, передающее основные внешние и конструктивные черты.

в)  муляж - это объемное пособие, которое точно передает размер, цвет, форму объекта.   Например, муляжи фруктов, овощей.

4) Технические средства обучения

К техническим средствам обучения сегодня относятся теле- и аудиотехника, мультимедийная техника, интерактивная доска.

а) аудиотехника позволят реализовать музыкальное «иллюстрирование» урока, темы. Сегодня можно найти большое количество записей со звуками природы (например, с голосами птиц, изучить музыкальную культуру других стран.

б) видеотехника. Любая техника, позволяющая воспроизвести видеофильмы, мультипликационные фильмы по изучаемым темам. Важной особенностью фильмов является то, что они позволяют изучить явления процессы, которые невозможно пронаблюдать в реальных условиях.

в) мультимедийная техника. Применение мультимедийных презентаций сегодня очень популярно в практике обучения в начальной школе. Это связано с тем, что подобное средство позволяет решить целый комплекс задач: активизирует познавательные способности учеников, позволяет выстроить структуру урока, использовать максимальное количество наглядности, фильмов, осуществить контроль.

г) интерактивная доска - современное средство обучения, объединяющее в себе функции школьной доски, мультимедиа, интерфейса рабочего стола компьютера.

5)  Вспомогательные средства обучения

К этой группе относятся средства, помогающие организовать учебную деятельность: лупы, микроскопы, лабораторное оборудование.

Публикации по теме:

Стремимся познать окружающий мир Практические советы родителям. «Стремимся познать окружающий мир» Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Конспект НОД «Окружающий мир и явление общественной жизни» для раннего возрастаКонспект НОД «Окружающий мир и явление общественной жизни» для раннего возраста Тема : «Ознакомление детей со свойствами воды». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная.

Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа)Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа) по теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» Задачи: образовательные :закреплять полученные знания о животных леса; Развивающие: развивать и поощрять.

Лэпбук «Окружающий мир»Лэпбук «Окружающий мир» Чтобы научить детей бережному отношению к природе, мы знакомим детей с окружающим миром: это растения, животные, вода, земля. На занятиях,.

Мастер-класс по аппликации из пластилина «Окружающий мир» для детей 3–4 летМастер-класс по аппликации из пластилина «Окружающий мир» для детей 3–4 лет Мастер-класс по аппликации из пластилина :"Окружающий мир"для детей 3-4 лет Лепка - это очень важное занятие для детей дошкольного возраста,.

Окружающий мир и мы — дошкольникам и школьникам. Презентация «О тайнах живого» В одной давней истории небогатый молодой человек встретился со своим прежним учителем и стал жаловаться ему на свои неудачи в жизни. Был.

Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы»Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы» Лариса Логинова. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Пожароопасные предметы Цель: - познакомить детей с пожароопасными.

Презентация для 2 класса «Окружающий мир. Культурные и дикорастущие растения» Презентация подходит для рассмотрения темы "Растения: культурные и дикорастущие". Материал подобран для второго класса, с целью изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для педагогов «Окружающий мир»
Опубликовано: 24 августа 2022 в 04:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для педагогов «Окружающий мир»» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД