Стремимся познать окружающий мир

Елена Горячева
Стремимся познать окружающий мир

Практические советы родителям. «Стремимся познать окружающий мир»

Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы

скоро познакомитесь с добродетелью.

Из общения с природой вы вынесете столько

света, сколько захотите, и столько мужества и

силы, сколько вам нужно.

И. Зейме.

- Мам, кто кого поборет, слон или мышь?

- А почему курица плохо летает, она же птица?

- А как маленькие муравьи такой большой муравейник выстроили?

Таких вопросов можно услышать великое множество. Смысл их один – узнать то, что еще не известно, познать суть происходящих явлений, удовлетворить свой интерес.

Как же развивается познавательный интерес у детей дошкольного возраста?

Почему природа является важнейшим средством развития этого качества, так нужного для обучения в школе? Как добиться от маленького ребенка постоянного стремления к познанию, активности и самостоятельности в поиске знаний?

Ваш ребенок совсем маленький, он еще плохо говорит, но уже невероятно любознателен. Его внимание привлекает все яркое, незнакомое. Любопытство – это начало проявления будущего познавательного интереса.

Гуляя с малышом, старайтесь не пропустить ничего, что может заинтересовать ребенка, задержите его взгляд на разных предметах.

- Посмотри, какая важная птица ходит? Это ворона, она большая. А рядом прыгает маленькая птичка – это воробушек.

Простое любопытство переходит со временем в любознательность (любо знать). Дети начинают проявлять более устойчивый интерес (правда, еще ситуативный) и внимание. В три – четыре года они способны увидеть достаточное количество свойств, качеств предметов, сравнить эти качества.

Конечно же взрослые должны помочь заметить, обнаружить не столь заметное.

- У кошки есть коготки?

- А где они прячутся?

- Когда она их выпускает?

Становясь старше, дети стремятся обсудить ранее увиденное хотят узнать о нем еще больше, просят вас рассказать, почитать они пытаются проникнуть в глубь природных явлений, найти взаимосвязь заинтересовавшего их предмета с другими объяснить то, что поняли. Бывает так, что дошкольники многократно возвращаются к одним и тем же событиям, пристают к взрослому с расспросами, что иногда вызывает раздражение – неужели не надоело все об одном и том же? Но для него это не одно и то же, а проявление желания расширить свои познания.

Тут можно только порадоваться, у ребенка проявился познавательный интерес, который требует своего дальнейшего развития.

Природа многообразна, в ней столько яркого, красочного, что непроизвольно привлекает внимание детей. В ней так же много загадочного, редкого, диковинного, способного удивить.

Воспитывать интерес к познанию необходимо начинать на тех объектах природы, которые постоянно окружают детей, кажутся им хорошо знакомыми, а на самом деле непознанными. Прислушайтесь к советам:

- старайтесь добиваться активности ребенка при восприятии природы, учите его при этом использовать все органы чувств;

- возвращайтесь к одному и тому же объекту в разные сезоны;

- показывайте развитие растительного, животного мира, явлений неживой природы;

Ставьте перед детьми различного рода проблемные задачи («Что будет, если. ?»; «Почему такое происходит?»; «В чем причина?», которые способствуют активности и самостоятельности мышления, развивают умение делать предположения и выводы, одним словом, учит рассуждать.

А еще важно помнить, что основой интереса дошкольника являются положительные эмоции (красота, новизна) и элементарные трудовые действия в природной среде (покормить животное, почистить клетку, полить, разрыхлить землю комнатных растений, прополоть грядки и т. д. Это позволит ребенку узнать, как живет природа). Чаще используйте для чтения художественные тексты таких авторов, как В. Бианки, М. Пришвин, Ю. Дмитриев и др.

Стимулируют активность детского мышления и загадки, которые дети рано начинают отгадывать, но если ребенок затрудняется с ответом, не торопитесь сразу подсказывать ему. Пусть малыш подумает.

Родители должны умело использовать в воспитании ребенка технику. Надо помнить, что это мощное средство воздействия на ребенка. Краски, звук, профессионально выстроенный сюжет – все это вызывает у ребенка чувства и эмоции (как положительные, так и отрицательные. Из телепередач, например, можно узнать о том, чего малыш не может увидеть непосредственно в самой природе.

К сожалению, детских передач о природе не так много, поэтому можно использовать те, которые предназначены для школьников и взрослых. («Диалоги о животных»). По ходу просмотра комментируйте и поясняйте происходящее на экране. По окончании поговорите об увиденном, выясните, что ребенок понял, и если есть необходимость, еще раз объясните то, что считаете наиболее важным и нужным для него. Кроме телевизионных передач, можно использовать слайды. Для детей младшего дошкольного возраста демонстрируются несложные и короткие сказки, при этом текст не читается, а пересказывается взрослым.

Ребенок постарше способен воспринимать сказки и познавательные рассказы таких авторов как Г. Скребицкий, Г. Снегирев и др. эти произведения дают возможность познавать природный мир, обогащают опыт детей и повышают познавательный интерес.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Исследуем окружающий мир с «Наурашей» Исследуем окружающий мир с «Наурашей» Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать.

Консультация для воспитателей «Учимся слушать окружающий мир» Консультация для воспитателей «Учимся слушать окружающий мир» В таких играх детей учат не только обращать внимание на звуки окружающего.

Лэпбук «Бабочки». Окружающий мир по теме «Насекомые»Лэпбук «Бабочки». Окружающий мир по теме «Насекомые» Цель: Обобщение и систематизация представлений детей дошкольного возраста о насекомых (бабочках). Задачи: Образовательные: Формирование.

Лэпбук «Окружающий мир»Лэпбук «Окружающий мир» Чтобы научить детей бережному отношению к природе, мы знакомим детей с окружающим миром: это растения, животные, вода, земля. На занятиях,.

Окружающий мир в дидактических играх Окружающий мир в дидактических играх. Мир входит в мир детей постоянно. Сначала ребенок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду.

Познаем окружающий мир и играем с кругами ЛуллияПознаем окружающий мир и играем с кругами Луллия Предлагаю Вам интересную игру по познанию окружающего мира по технологии ТРИЗ - игры с кругами Луллия. Для этой игры, в зависимости от возраста.

Проект «Окружающий мир природы»Проект «Окружающий мир природы» Совместный проект воспитателя,детей и их родителе. Весна уже не за горами и скоро вернуться перелетные птицы в родные края. Как бы нам.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс Раздел 1. Пояснительная записка Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной.

Развивающие занятия с детьми 3–4 лет «Окружающий мир» В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток. Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Стремимся познать окружающий мир
Опубликовано: 2 мая 2018 в 13:10
+281Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Фотоотчет о выставке рисунков «Осенняя корзина»
Осень прячется в корзинке и в янтарной паутинке. В золотой листве кленовой. В синей просеке сосновой. Волшебство зовётся это, очень просто — бабье лето!...
Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические...