Елена Лаптиева
Олимпийская азбука здоровья — 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта
Разработчик проекта
Воспитатели:
Лаптиева Е. А.
Цель и задачи проекта: Цель: Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду.
Задачи:
1. Использовать в работе с детьми нестандартное физкультурное оборудование.
Публикация «Олимпийская азбука здоровья — 1 часть» размещена в разделах
2. Снизить процент детской заболеваемости, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, приобщить ребенка к здоровому образу жизни и Олимпийскому движению.
3. Создать цикл занятий «Олимпийская азбука здоровья»
4. Разработать рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап - (июнь 2014 по сентябрь 2014 г.)
Основной этап - (сентябрь 2014 по май 2015 г.)
Обобщающий этап - (май 2015 по октябрь 2015 г).
Перечень основных мероприятий 1 этап- Изучение литературы по физическому воспитанию дошкольников, программ по здоровьесбережению, опыт работы детских садов из разных городов России. Проведение анкетирования родителей с целью выявления потребности в оздоровлении детей.
2 этап- Запуск и апробация различных форм работы по здоровьесбережению с детьми и родителями.
3 этап- Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.
4 этап- Использование наработанного материала в образовательном процессе.
Исполнители проекта и основных мероприятий Педагоги, воспитанники, родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто:
• Разработан цикл занятий по теме: «Олимпийскаязбука здоровья».
• Составлено перспективное планирование по здоровьесбережению и обобщен опыт работы по технологии здоровьесбережения.
• Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
• Улучшение показателей здоровья воспитанников.
• Улучшение материально-технической базы нестандартным физкультурным оборудованием.
Целевая (ые) группа (ы) проекта Дети, семьи воспитанников, сотрудники
Актуальность темы
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Начиная работу по данной теме, была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными -дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.
Возникает проблема актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
У многих детей выявлен низкий уровень физического развития и физической подготовленности.
Уровень физического развития 2012-2013 учебный год
Высокий уровень 0%
Средний уровень 42 %
Низкий уровень 58 %
Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.
Цели и задачи
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий :
1. Здоровье физическое.
2. Здоровье психическое.
3. Здоровье социальное.
4. Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья :
• Уровень работоспособности.
• Оценка наличия вредных привычек.
• Выявление физических дефектов.
• Оптимальный двигательный режим.
• Рациональное питание.
• Закаливание и личная гигиена.
• Положительные эмоции.
• Социальное благополучие.
Принциныздоровьесберегающих технологий :
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармонического развития личности;
• системного чередования нагрузок и отдыха;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
• с использованием профилактических методик;
• с применением функциональной музыки;
• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
• через оздоровительные мероприятия;
• создания здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий :
1. Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция).
3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)
Методы здоровьесберегающих технологий :
1. фронтальный,
2. групповой,
3. практический метод,
4. познавательная игра,
5. игровой метод,
6. соревновательный метод,
7. метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж.)
3. Стимулирующие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня ( с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
• оценка физического развития;
• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Цель работы с детьми:
Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду, с помощью повышения интереса к олимпийскому движению.
Задачи:
• Использовать в работе с детьми нестандартное физкультурное оборудование.
• Снизить процент детской заболеваемости, повысить посещаемость, приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
• Создать цикл занятий «Олимпийская азбука здоровья».
• Разработать рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Наш проект рассчитан на широкий круг участников образовательного процесса: дети, семьи воспитанников, сотрудники МБДОУ.