Оксана Голубева
Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью, — инициативности, творческого самовыражения, самостоятельности, любознательности, произвольности. Имея в своем арсенале столь богатое наполнение, каждый дошкольник с уверенностью начинает свое обучение в начальной школе, задача которой, не только сберечь это богатство, но и преумножить, а также организовать единое развивающее пространство – дошкольное и начальное образование.
Публикация «Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Формирование у старших дошкольников умения учиться, не теряя свойственной этому возрасту любознательности, решать творческие задачи, используя имеющееся творческое воображение и фантазию – это необходимо поддерживать на протяжении всего периода начальной школы. Развитие коммуникативности при общении с большим, чем в детском саду, количеством детей и взрослых включает воспитанников в различные формы сотрудничества.
Говоря о сотрудничестве ДОУ и начальной школы необходимо обратиться к «хорошо забытым методам советского образования». Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева, будучи профессиональным историком, большое значение придаёт историческим параллелям, преемственности традиций, наследованию опыта. Прекрасный опыт общения октябрят и пионеров. «Шефство» выпускников начальной школы над первоклассниками. Эти посещения носили не только идеологическую форму, но и являлись возможностью плавно подготовить переход из одной возрастной группы в другую, обретая при этом новых друзей. Во многих школах педагоги отмечают высокую эффективность проведения «Дня самоуправления», во время которого старшие школьники имеют возможность поставить себя на место учителя и ощутить то, с чем взрослые сталкиваются ежедневно в своей работе. В первую очередь они говорят слово «ответственность». Первоклассники не могут определить степень ответственности, но могут объяснить свои ощущения волнением, «когда должен рассказать детям (в детском саду) так, чтобы они поняли». Немаловажный фактор- это позитивный настрой. Недавние выпускники сада радостно возвращаются «в детство» к игрушкам, при этом, не теряя важности сознания первоклассника. В процессе «Игры в школу» ребенок не только закрепляет пройденный в школе материал, пересказывая его дошкольникам, он приходит к логическому умозаключению, что его воспринимают, как более опытного, старшего по игре товарища. Коммуницируя, дети обмениваются мнениями, делают выводы, строят планы на новые встречи. «Маленькие учителя» находятся в постоянном поиске новой информации, советуются со своими учителями о предстоящих занятиях с дошкольниками. При этом учителя начальной школы выступают в роли наставников, контролируя процесс «образования» на расстоянии. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Игра «Маленькие учителя» в нашем саду проходит активно и весело, как любая увлекательная деятельность.
Именно игра помогает детям в достижении знаний и умений, необходимых в дальнейшей образовательной деятельности. Дидактические игры, в которых фигурируют герои из любимых сказок и мультфильмов, становятся связующим звеном между детским садом и начальной школой. Именно дидактические игры помогут не только раскрепостить детей в период адаптации к школе, но и установить контакт с новым человеком в их жизни – Учителем. Приход Учителя к дошкольникам, всегда волнителен. Поэтому учителя в игровой форме рассказывают детям о школе, формируя позитивный настрой на обучение в школе. Игры, по мере взросления детей, становятся сложнее, и при этом позволяют всем детям получать новые знания и делать открытия.
Современность вносит свои коррективы в образование. Наличие Wi-Fi в школах- небходимость. Дошкольники, начиная с 4-5 летнего возраста активно интересуются всем, что связано с интернетом и различными гаджетами. Порой дети могут объяснить взрослым многое об их устройстве и функционале. Поэтому наличие интерактивной доски, позволяющей ребенку реализовать свои способности- уже является необходимостью для ДОУ.
Дидактические игры на интерактивной доске являются прекрасным средством реализации преемственности между двумя уровнями образования при условии, что такие игры активно используются и в детском саду, и в школе. У интерактивной доски ребенок чувствует себя уверенно, ведь для него интерактивная доска – это обычный гаджет, это его мир. Ребенок находится в «ситуации успеха», что поднимает его самооценку и вызывает желание действовать. Такие игры стимулируют восприятие и содействуют осознанию информации за счет визуальной привлекательности и яркости объектов, как у дошкольников, так и у младших школьников. В ходе игрового взаимодействия активизируются партнерские отношения, ребенок открывает для себя возможности коллективного познания. Получаемая информация интегрируется за счет активизации различных органов чувств. Визуализируется абстрактная информация, что способствует формированию у детей понятийного мышления.
Организация любой совместной деятельности воспитателя с детьми в детском саду будь то: создание портфолио, проектная деятельность, продуктивные виды деятельности и т. п. на основе партнерства и сотрудничества, с активным включением ребенка в исследовательскую познавательную деятельность становится своего рода пропедевтикой включения ребенка в обучение в школе в условиях системно- деятельностного подхода.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Многообразие форм преемственности дошкольного образования и начальной школы позволяет каждому образовательному учреждению выбрать именно тот вариант, который им наиболее удобен.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с воспитанниками :
• выставка рисунков и поделок на тему «Моя школа будущего»;
• экскурсия в школу;
• совместные праздники: День знаний, выпускной в детском саду, участие в школьной театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками занятий, организованных при школе (с логопедом, психологом) для адаптации к школе;
• знакомство и беседы, совместные досуги дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• посещение городской или школьной библиотеки
• театрализованные или танцевальные постановки для школьных праздников («День Учителя», «Выпускной»)
2. Взаимодействие педагогических работников :
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• «круглые столы», мастер-классы и семинары;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• педагогические и психологические наблюдения;
• сотрудничество с методическим кабинетом, взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• совместные педагогические совещания (школа и ДОУ);
Немаловажную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет тесное сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• встречи и консультации родителей с учителями начальной школы и педагогами ДОУ;
• практикумы;
• родительские вечера «вопросов и ответов»;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, родителей для изучения семейной атмосферы в пред школьный период жизни ребенка;
• тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
Большая часть из вышеперечисленного традиционно используется в дошкольном образовании. Благодаря творческому отношению педагогов детских садов и учителей начальной школы находятся новые формы и методы взаимодействия. Большая нагрузка ложится не только на педагогов, но и на родителей. Педагогу важно поменять свою позицию и не «перегружать» работающих родителей, а быть для них соратником, компетентным помощником. Именно родители, которые поддерживают эмоциональный настрой ребенка стать не воспитанником, а учеником, могут помочь преодолеть этот сложный во всех смыслах «перевал». И здесь крайне важно найти «золотую середину» в отношениях воспитатель-родитель-учитель. Только совместным творческим подходом мы можем вырастить радостного ученика, а в последствии, счастливого и успешного Человека.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. – М. ; Линка – Пресс, 2014.
3. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. л – 2015. – №21. – С. 842-844.