Уфимцева Марина
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Публикация «Опыт работы педагога-психолога „Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;
Корректировать эмоциональное поведение детей;
Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей;
Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.
Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы.
В работе используются такие технологии, как:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникационные.
Виды, используемых технологий: игры, элементы тренингов, психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, релаксация.
По словам Д. Б. Эльконина, дошкольник вращается вокруг взрослого, его функций, задач. Взрослый выступает для него в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе социальных отношений (папа, доктор, водитель). Но дети еще не в состоянии реально участвовать во взрослой жизни, хотя и являются членами общества. Вот, как раз противоречие этой социальной ситуации разрешается в игре как ведущей деятельности, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых. Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие дошкольника.
Самый ответственный период для развития умственных способностей дошкольников – от 3-7лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развития всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Для того, чтобы осуществлять свою работу создан уютный кабинет и наполнен необходимым оборудованием и инструментарием.
Поскольку для каждого ребенка наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, учитываются индивидуально-типологические особенности детей. Развивая интеллектуальные способности детей, в занятия включаются упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. Работа со старшими дошкольниками, позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
Структура занятия
1. Подготовительный этап (10 минут)
Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз
Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
2. Основной этап (25 минут)
Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.
Условия реализации программы
1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 20 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей является взаимодействие родителей и педагогов, поэтому в ДОУ проводятся регулярные встречи с родителями, которые проходят как консультации на волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы, тренинги.
За период функционирования встреч с родителями самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью.
Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.
Критериями эффективности работы являются :
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом работы с просвещением родителей можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Немало важную роль играет работа с педагогами. С педагогами и специалистами проводится просветильская работа, игровые упражнения, мастер-классы, тренинги.
5. Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997
3. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, - М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
3. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г
4. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001
11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000
13. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. – М., 1999 г.
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995
Список литературы для родителей
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
2. Корнеева Е. Н. Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.