МААМ-картинки

Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ

Светлана Булах
Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №55 «Полянка» г. Нерюнгри, Нерюнгринского района

Семинар-практикум «Организация

музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ»

Воспитатель: Изгагина С. В.

Булах С. В.

г. Нерюнгри, 2023г.

Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ

«Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Угадывает детская душа»

Публикация «Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением, которые обозначены в ФГОС дошкольного образования. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.) Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка.

В процессе музыкально-театрализованной деятельности развивается познавательная культура ребенка: представления о различных видах театрального искусства, об особенностях изобразительного и музыкального искусства, сопутствующих сценическому действию, формируются умения творческого самовыражения, развивается способность к использованию приема импровизации, стремление к перевоплощению.

Музыкально-театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Вместе с тем, ценность этой деятельности в ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает.

Цель:

Раскрыть индивидуальные возможности детей в музыкальном и театральном творчестве, развивать нравственные качества личности ребёнка.

Задачи:

- Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

- Подводить детей к созданию выразительных образов в песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и драматизациях, инсценировании песен, расширять представление о них.

- Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.

- Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах и концертах на городских площадках.

- Учить строить диалог.

- Пополнять словарный запас.

- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- Знакомить с театральной терминологией.

- Знакомить с создателями спектакля, устройством зрительного зала и сцены.

- Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности.

- Пополнять и развивать вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления, развивать музыкальный слух, чувство ритма.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

- Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

- Развивать координацию движений, пластическую выразительность, музыкальность, двигательную активность, ловкость, подвижность.

- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

- Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников в соответствии ФГОС ДО.

1. Обеспечить содержательность занятий по театрализованной деятельности, разнообразие и расширение тематики и методов работы с детьми.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса в режиме дня, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые, развитие у детей умения вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.

3. Педагогам обеспечить максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр, создание игровых, творческих ситуаций в режиме дня, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. (Например, при подготовке к обеду дети ведут диалог со сказочным персонажем, обучая его правильно мыть руки, во время полдника играют с Карлсоном, который выбирает только сладкие блюда и т. д).

4. В режиме дня постоянно создавать ситуации, направленные на сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (как с педагогами, так и с родителями).

5. Активное включение родителей в оснащение предметно – развивающей среды по театрализованной деятельности : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов

Музыкально-театрализованная деятельность является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов : - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания, реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями необходимо изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

С малышами можно уделить внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводя работу с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т. д.

В старших и подготовительных группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Музыкально-театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Возможно использование игр на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Музыкально-театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Возможно использование следующего музыкального оборудования :

• - музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

• - детские музыкальные инструменты;

• - музыкальные игрушки;

-музыкально-дидактические пособия : учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;

• -аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности;

• - атрибуты и костюмы.

Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Это – конкретный зримый результат.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка. Музыкально-театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, что даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Исходя из нашего опыта, пронизывание музыкально - театрализованной деятельностью всего образовательного процесса дает положительные результаты для развития детей дошкольного возраста: дети обладают развитым воображением, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают творческими способностями, легко адаптируются в социальном мире. А это очень важные качества для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Игра-драматизация в театрализованной деятельности ДОУ «Волшебный мир – театр». Волшебный мир игры и приключений, Любой малыш здесь хочет побывать: Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Оформление домика для театрализованной деятельностиОформление домика для театрализованной деятельности Сейчас всё большую популярность приобретает театрализованная деятельность. Нет такого детского сада, где бы не использовали различные виды.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Сценарий музыкально-театрализованной сказки с детьми средней группы «Муха-Цокотуха»Сценарий музыкально-театрализованной сказки с детьми средней группы «Муха-Цокотуха» Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ СКАЗКУ"Мухо Цоктуха" (Юбилею книги посвящается) Цель: создать.

Уголок театрализованной деятельностиУголок театрализованной деятельности Уголок по театрализованная деятельность в средней группе. Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как.

Уголок театрализованной деятельности.Уголок театрализованной деятельности. Доброго времени суток коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами тем, как обустроен наш уголок театрализованной деятельности. Наша группа.

Уголок театрализованной деятельностиУголок театрализованной деятельности В моей группе дети знают, что они могут брать всё, любые игры и книги, и пособия. Кроме уголка экспериментирования, там только вместе со.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 03:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Булах (УИ 486587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД