Приложение МААМ

Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира

Венера Бадгудинова
Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Белгородская область,

г. Старый Оскол

МБДОУ № 15

воспитатель

Бадгудинова В. Р.

«Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира»

Как сказал В. А. Сухомлинский: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Публикация «Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира» размещена в разделах

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. ФГОС ДО впервые выделяет «Познавательное развитие» как отдельную образовательную область

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» я использую самые разнообразные формы работы с детьми: в основной образовательной деятельности продолжаю знакомить детей с ближайшим окружением, с предметами ближайшего окружения, с дикими и домашними животными, продолжаем знакомиться с цветом, формой, величиной, а так же с основными математическими понятиями.

Также применяю такие формы работы: чтение рассказов, беседы, обсуждение прочитанного, рассматривание сюжетных картинок, просмотр мультфильмов, презентаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические и театрализованные игры.

Реализация образовательной деятельности происходит и в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников.

Также в своей работе использую такие формы организации как : групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Очень важным условием познавательного развития является предметно - развивающая среда.

Большое внимание уделяю созданию предметной среды: в группе оформлен центр «Сенсорного развития», где сосредоточен необходимый игровой материал для развития сенсорных эталонов. В группе имеются атрибуты к сюжетно ролевым играм, дидактические игры и пособия.

В также имеется ноутбук, что дает возможность использовать ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Различают следующие стадии познавательного развития : любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность.

Мы постарались создать в своей группе такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удается обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка яркими впечатлениями о предметном мире, расширять и углублять опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Центр «Мы познаем мир».

Данный центр представлен дидактическим панно «Про все на свете». Данная работа – продукт совместной деятельности педагогов группы с родителями.

Центр творческого развития

Целью данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании.

Центр «Сенсорного развития»

Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: головоломками, наборами картинок для группировки, шкатулками, коробочками с разными мелкими предметами.

Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

В группе имеется центр «Хочу все знать», где маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.

В этом центре ставим перед собой задачи по развитию у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) и т. д.

В центр физкультуры и спорта размещены физкультурное оборудование: кегли, флажки, дуги, гимнастические палки, резиновые мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Здесь развивается игровой опыт ребенка; воспитываются коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; в играх закрепляются примеры социального, речевого поведения; дети учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитываются дружеские взаимоотношения.

Центр «ПДД»

В этом центре имеется большой набор транспорта – от пассажирского до грузового и специального. На полу лежит ковер с изображением улиц и построек, который дает возможность для развертывания сюжетов и привлечения в игру большого количества детей.

Также предусмотрена полоролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков имеются места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной деятельности.

Для девочек создана «комната» для игр с куклами, имеется парикмахерская и уголок с женскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки, посуда.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.

Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. Нежный тон стен групповой комнаты создаёт ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в тёплой желто-зеленой цветовой гамме. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Всё это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.

Пространственная среда группы достаточно мобильна, центры развития легко трансформируются, видоизменяются в соответствии с возрастом детей, их потребностями и интересами.

В процессе организации работы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяется созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняются яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.

В процессе совершенствования развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес дошкольников, а именно:

• физические условия – педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка;

• социально-эмоциональные условия – создание воспитателем у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

• психологические условия, в которых у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счёт поддержки воспитателем его творческих начинаний;

• интеллектуальные условия – поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления.

Мы уделяем большое внимание проблеме стимулирования развития познавательного интереса детей.

Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности. Оно проявляется во всех видах деятельности – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

• увлечён изучаемым материалом;

• проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;

обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя. Так, например, К. Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, если:

- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;

- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей;

- содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;

- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;

- решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром

Познавательный интерес и процесс их приобретения становятся важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.

Список литературы:

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О. Артамонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 23-30.

2. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб. : КАРО, 2007. – 64с. +16с. цв. вкл.

3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах (С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995 г. ;

4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. ,Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группеКонспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группе КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО МУЗЫКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ) И ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ ПОДЛАТАТЬ.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира
Опубликовано: 23 августа 2021 в 21:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательного процесса группы, мотивирующего дошкольников к познанию окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Венера Бадгудинова (УИ 1096422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД