МААМ-картинки

Организация психологической помощи детям с ОВЗ методом «Музыкотерапии»

Светлана Шамбарова
Организация психологической помощи детям с ОВЗ методом «Музыкотерапии»

«Организация психологической помощи детям с ОВЗ,

методом «Музыкотерапии»

Шамбарова С. Е.

Музыкальный руководитель

ГБОУ ООШ №6 Структурное Подразделение

«Детский сад «Бабочка»

г. Новокуйбышевск

Публикация «Организация психологической помощи детям с ОВЗ методом „Музыкотерапии“» размещена в разделах

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между педагогом и ребёнком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка; повышает самооценку на основе само актуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с педагогом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизациях на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Практика занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость и др., подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

В своей работе применяю активные методы музыкальной терапии, основанные на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение, музыкально-ритмические движения.

1) Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.

Например: Дыхательные упражнения (оздоровление и укрепление дыхательных функций)

С детьми можно проделать дыхательные упражнения, опираясь на образные выражения сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж», змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

2) Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.

Например: «Сыграй свое настроение» на шумовых инструментах.

Во время проведения упражнения дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них своё настроение и звуковые представления.

3) Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционную ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.

Например: «Пчелка в цветке» (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы - на диван, кресло, стул. Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (музыка И. Брамс «Колыбельная»). Накидываем на ребенка плотный платок.

Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. Платок убираем, музыку меняем.

Ритмотерапия

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец помогают ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дают психотерапевтический эффект.

Например: «Пузырьки воздуха» (Ритмотерапия)

Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.

Таким образом, музыкальная терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.

Библиографический список:

1. Тихонова Е. В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения // Художественно–педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Под. ред. Н. Г. Тагильцева. – Екатеринбург, 2007. 67 – 71c.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /.- М., 2001.

3. О. Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. – СПб., Вектор, 2008

4. Шушарджан С. «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994

5. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. - М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие «Осторожно! Подозрительный предмет!» в центре помощи семье и детямДосуговое мероприятие «Осторожно! Подозрительный предмет!» в центре помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! С воспитанниками стационарного отделения ГБУ СО «Центр помощи семье и детям Почепского района» была.

Фото и видеоотчёт о празднике «Волшебница осень» в центре помощи семье и детямФото и видеоотчёт о празднике «Волшебница осень» в центре помощи семье и детям В нашем детском учреждении ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района"прошло одно из самых красочных мероприятий.

Фотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детямФотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детям Приближается самое прекрасное и волшебное время! Время приятных сюрпризов и счастливых мгновений! Время, когда и взрослые, и дети верят.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Бабушкин сундучок» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Бабушкин сундучок» в центре помощи семье и детям Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». На занятии «Бабушкин сундучок» под руководством.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Культурный человек» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Культурный человек» в центре помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! С воспитанниками стационара отделения помощи семье, женщинам и детям ГБУСО «Центр помощи семье и детям.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Поле чудес» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Поле чудес» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В ГБУСО "Центр социальной помощи семье и детям" (со стационаром) с большим успехом.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Знакомить детей.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Веселый снеговик» в центре помощи семье и детям»Фотоотчет о досуговом мероприятии «Веселый снеговик» в центре помощи семье и детям» Доброе время суток, дорогие друзья! С воспитанниками стационара отделения помощи семье, женщинам и детям ГБУСО «Центр помощи семье и детям.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям» Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций! Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация психологической помощи детям с ОВЗ методом «Музыкотерапии»
Опубликовано: 17 января 2022 в 19:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД