Приложение МААМ

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе посредством игровой деятельности

Елена Трушкина
Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.

Публикация «Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В рамках игровой деятельности происходит социализация ребенка, развития важнейших психических функций – памяти, мышления, восприятия, коммуникативных навыков и т. д., то есть ее значение сложно переоценить.

В детском саду игровой деятельности отводиться ведущее место, и ее правильная организация и развитие навыков игровой деятельности – важнейшая задача специалистов ДОУ. При этом учитываются особенности каждой конкретной группы детского сада, уровень развития детей, психологические особенности, возраст, половой состав и т. д. Одним из факторов, который также определяет особенности организации игровой деятельности – это разновозрастная группа, такие группы чаще всего комплектуются в условиях сельского детского сада. Для воспитателей существует сложность в организации и руководстве детской игрой разновозрастном коллективе из-за разности игровых интересов детей, особенностей общего уровня развития. Однако, разновозрастной детский коллектив имеет и большой потенциал для развития игровой деятельности, особенно это касается детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые совместно с более старшими детьми быстрее и успешнее овладевают многими игровыми умениями и навыками. Для детей старшего возраста такое взаимодействие полезно с точки зрения развития коммуникативных навыков, эмпатии, положительного отношения к младшим детям, самостоятельности.

В процессе разновозрастного взаимодействия возможным становится взаимовоспитание и взаимообучение, когда дети, как старшие, так и младшие, получают новые знания, привычки, умения, закрепляют и обобщают их. Старшие относительно младших являются более опытными, своего рода наставниками, а младшие следят за поступками, поведением и деятельностью старших. Любые проблемы, которые возникают, становятся общими. В разновозрастных группах создаются эффективные условия для развития социальной компетентности дошкольников. Это происходит прежде всего благодаря тому, что в таких группах есть возможность взаимного общения и взаимодействия детей разного возраста. Разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для морального развития ребенка, получения им более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия и естественного, языкового и интеллектуального развития.

Детские игры разнообразны по целям, содержанию, организации. Условно детские игры можно объединить в две большие группы : игры с косвенным участием взрослого, где создаются условия для проявления детьми самостоятельности и творчества (сюжетные, сюжетно-ролевые, познавательные игры) и игры дидактической (обучающей) направленности, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры, задаёт последовательность действий. Все виды игр оказывают влияние на развитие ребёнка. Сюжетные и сюжетно-ролевые игры разнообразны по сюжету, условиям. Дидактические, обучающие игры нацелены на решение определённых задач развития. Игры важны и как средство нравственно-этического воспитания дошкольников. Отметим музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание дошкольников, но и на их физическое и умственное развитие. Игры-развлечения, повышают эмоционально- положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы было интересно и малышам, и старшим дошкольникам. Использование игр помогает решить данную задачу и в досуговой деятельности и на специальных тематических занятиях. Игры вносят разнообразие в воспитательный процесс, делают его эмоционально насыщенным, интересным, и что самое ценное, игры позволяют решать задачи развития и воспитания. В организации работы по социализации в разновозрастной группе игры являются незаменимым методом, приёмом активизации деятельности и развития детей.

Предлагаем подборку игр, рекомендуемая очерёдность которых, обусловлена принципом «от простого к сложному». В таблице представлен комплекс из 14 игр, которые можно использовать при организации работы по социально-коммуникативному развитию в разновозрастной группе детского сада. В таблице обозначены название и задачи игр.

Игры для детей дошкольного возраста Название игры Задачи игры

Игра 1 Раздувайся, пузырь! Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей — приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание

Игра 2. Карусели Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями

Игра 3. Куклы пляшут Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Игра 4. По дорожке Валя шла Развивать у детей активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику

Игра 5. Салочки-догонялочки Воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности

Игра 6. Пустое место Формирование волевых качеств и навыков саморегуляции

Игра 7. Лиса и гуси Воспитание у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

Игра 8. Кто раньше дойдет до флажка? Воспитание выдержки и умения управлять собой.

Игра 9 Что я слышу? Развить умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их

Игра 10. Кто разбудил Мишутку? Научить детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их

Игра 11.

Узнай меня Формирование целенаправленного восприятия звуков. Эта игра сложнее предыдущей, так как здесь детям нужно будет не только узнать голос ребенка, но и определить, какая игрушка издает тот или иной звук

Игра 12. Встречайте гостей Научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события

Игра 13 Раз, два, три — говори! Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие — волевых усилий

Игра 14. Отгадай-ка! Развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах. Целостное представление включает в себя не только внешние признаки предмета, но и его назначение

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Организация совместного досуга детей и родителей посредством театрализованной деятельности во второй младшей группеОрганизация совместного досуга детей и родителей посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

«Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников» " Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников". ". Духовная жизнь ребенка полноценна.

Организация игровой деятельности детей третьего года жизни в условиях ДОО Лукъянчикова Е. Н, воспитатель МБДОУ «Детский сад №83», г. Орел В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка.

Организация предметно-игровой деятельности детей раннего возраста В Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование.

Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей Актуальность: Признание современным обществом уникальности и самоценности детства, демографическая политика государства предполагает обновление.

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования.

Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности» БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22» Щелоковой Тамары Николаевны ТЕМА: «Развитие.

Программа саморазвития «Нравственное воспитание детей разновозрастной группы посредством трудовой деятельности» Программа по самообразованию воспитателя МДОУ детский сад «Теремок» д. Каменное Сироткиной Людмилы Павловны Тема: «Нравственное воспитание.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе посредством игровой деятельности
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 21:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трушкина (УИ 306433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД