Анна Кузменченко
Проект «Осенины» по теме «Уборка урожая»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Осинины», «Уборка урожая».
Тип проекта : ролево – игровой, познавательно – творческий
Классификация:
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Предмет проекта : народные обычаи, праздники осеннего цикла. Календарь народных осенних праздников (информация о народных осенних праздниках, загадки, поговорки, народные приметы, народные игры, сборник детских сказок и загадок о хлебе.
Автор разработчик: музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Осенины“ по теме „Уборка урожая“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Урожай
- Темочки
Цель: формировать у детей и родителей основы культуры питания, как одной из составляющих ЗОЖ с помощью отечественных семейных традиций земледельческого календаря через народный праздник «Осинины».
Задачи проекта :
Обучающие:
-познакомить детей с земледельческим календарным праздником, используя народные предметы, обычаи.
-расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, обращать внимание на полезность для человека здоровых продуктов.
-уточнять знания о процессе приготовления русских блюд из овощей и фруктов.
-дать детям понять, что овощи и фрукты должны являться ежедневными продуктами питания.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, творчество.
-формировать положительную этническую идентичность через «погружение» в мир русской культуры и осознание себя в традиции;
-способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка и культуры чувств, -формировать художественный вкус и эстетическое восприятие через народное творчество (песни, потешки, загадки, заклички, игры).
Воспитательные:
-способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия.
-приобщать родителей к воспитанию детей через совместную деятельность.
-стимулировать у детей интерес к истории и традициям русского питания.
-формировать положительное отношение к труду.
Проблема: в данном проекте мы обратились к теме здорового питания. При беседе выяснили, что дети не обладают достаточными знаниями по этой теме. Недостаточное знание детьми народных традиций, обычаев. Представления о русской культуре у детей отрывочны и поверхностны, так как в современной жизни почти отсутствуют предметы народного быта. Кроме того, давно забыты и редко используются в разговорной речи потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу.
Актуальность:
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью осталось – здоровье. Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.
Рассматривая особенности русского характера, мы не можем обойти вниманием тот факт, что этническая ментальность и культура народа, как материальная, духовная так и физическая, неразрывно связаны между собой: не могут прочно стоять «стены» нашей материальной культуры без крепкого «фундамента». Подобным «фундаментом» выступает здоровье человека.
Здоровье человека напрямую связано с пищей, которая составляет наш ежедневный рацион. К сожалению, в современном мире культура питания, присущая нашим предкам, почти утрачена. Неспешные трапезы, разумное чередование блюд и сочетание продуктов, натуральные компоненты, - все это вытеснено быстрыми перекусами на бегу, фаст- фудом и обилием искусственных пищевых добавок. Такой образ жизни нельзя назвать здоровым.
Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того. Из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.
Питаясь блюдами, приготовленными из натуральных продуктов по рецептам наших прадедов, такие люди не знают проблем с пищеварением, кожей и лишним весом.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой местности есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Пища является основой здоровья, поэтому в ней аккумулированы мудрость и вековой опыт народа. Стараясь жить в гармонии с окружающей средой, наши предки создали единый календарный цикл питания, благодаря которому организм получает все необходимые для него вещества.
Будущее России – это дети, здоровье которых зависит от правильного и здорового питания.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»- семья, детский сад, общественность.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире, приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению своих детей.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). В современном мире проблема детского питания стоит очень остро. Поэтому так важно научить наших детей питаться правильно. Огромное значение имеет агрессивная реклама совсем неполезных продуктов. Невнимание близких взрослых к проблеме правильного питания, с одной стороны, и агрессивная реклама различных вредных продуктов и напитков – с другой, обостряют эту проблему и в нашей стране. Поэтому важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Поэтому наш педагогический коллектив, понимая важность всего выше сказанного, определил приоритетным направлением своей работы: формирование у детей и родителей основы культуры питания, как одной из составляющих зож на основе отечественных семейных традиций земледельческого календаря.
Правильное питание – залог здоровья и счастья!
Гипотеза: в настоящее время назрела необходимость обращение к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие, в старину забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры и правильного питания на Руси и в настоящее время. Праздник, особенно народный «Осинины», поможет детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, дает детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. А самое главное приобщить дошкольников к традициям здорового русского питания.
Этапы по реализации проекта.
1 этап (подготовительный этап) :
-Создание условий по оснащению развивающей среды музыкального зала;
-Постановка цели, задач;
-Изучение методической и специальной литературы по теме проекта;
-Подбор наглядного материала, стихов, загадок, пословиц о хлебе, труде по теме проекта;
-Подбор иллюстраций по теме проекта «Осенины»;
-Подбор музыкального материала для слушания;
-Подбор осенних песен, игр, хороводов;
-Подбор наглядного материала к дидактическим играм «Посади овощи на грядку», «Найди тень»; музыкально – дидактическим играм «Огородные ритмы», «Урожайный оркестр»;
-Подбор технических средств:
Мультфильмы по сказкам В. Сутеева «Веселый огород», «Дядя Миша», «Яблоко»;
Советские мультфильмы «Огород», «Веселые человечки».
-Сбор и анализ литературы из сборников, и интернет ресурсов, аудио и видео материалов;
-Разучивали театрализованные постановки «Спор овощей» техника оригами, по народным сказкам «Репка», «Колобок»;
-Подбор раскрасок «Овощи и фрукты», «Культурные растения».
-Подготовка презентаций «Праздник Осенины с Песнохорками», «Венский овощной оркестр», «В гостях у осенины», «Осенины».
Второй этап (основной) :
-Провела беседы с детьми «О труде людей осенью»( цель: систематизировать знания о труде людей осенью : уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им).
«Об овощах» ( цель: формировать обобщенные представления об овощах).
-Разучивали стихотворения, загадки, пальчиковую гимнастику по теме проекта.
-Рассматривали иллюстрации «Праздник урожая», «Осенины».
-Просмотрели мультфильмы «Веселый огород», «Дядя Миша», «Яблоко».
Советские мультфильмы «Огород», «Веселые человечки».
-Изготовила музыкально – дидактические игры «Огородные ритмы», «Урожайный оркестр».
-Слушали музыкальные произведения П. И. Чайковского «Осенняя песнь», «Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь», «Осенины нынче на Руси».
-Разучили песни «Урожай собирай» А. Филиппенко, «Здравствуй Осень», «Колосок» муз. О. Булновской;
-Оформила альбомы овощей, культурных растений раскрашенные детьми.
-Сделали аппликацию «Корзина с овощами и фруктами»
-Изготовила мнемотаблицы к песням «Урожай собирай», «Огородная - хороводная».
-Просмотр презентаций: «Праздник Осенины с Песнохорками», «Венский овощной оркестр», «В гостях у осенины», «Осенины».
-Раскрашивание раскрасок «Овощи и фрукты», «Культурные растения».
3 этап (заключительный) :
-Проведение праздника «Осенины» в подготовительной группе;
- Защита социально - значимого проекта «За одним столом с предками»(по дням земледельческого календаря отечественные семейные традиции здорового питания осенний цикл). Праздник «Осенины».
Работа с родителями:
Оформила информацию о празднике «Осенины»и отправила в соц. сети Ватцап группы «Почемучки».
Памятки «Музыка лечит», «Музыкальная аптека».
Работа с педагогами:
Презентация авторской игры «Играя земледельческий календарь изучаем и к здоровому питанию детей приобщаем».
Приняла участие в деловой игре «Праздник придет гостей приведет».
Продукты проекта для детей :
1. Музыкально - дидактические игры «Огородные ритмы», «Урожайный оркестр».
2. Презентации: Праздник Осенины с Песнохорками», «Венский овощной оркестр», «В гостях у осенины», «Осенины».
Продукты проекта для родителей :
1. Информация в онлайн – режиме «Осенние календарно – обрядовые песни»,
«Осенние песни», «Осенины».
Продукты проекта для педагогов :
1. Конспект по теме проекта.
2. Музыка на флешносители.
3. Презентация проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. ПК, проектор, музыкальный центр.
2. Аудиозаписи.
3. Наглядный материал: иллюстрации по теме проекта, муз. дид. игры, флешнакопитель с музыкой.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение д/с №35 «Солнышко», Новокубанский район, х. Родниковский.
Социально - значимый проект «За одним столом с предками»(по дням земледельческого календаря отечественные семейные традиции здорового питания осенний цикл) к
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Кузменченко А. В.
2020г.
Проектирование НОД.
Заучивание закличек «Слетелись птицы с моря», «Осень пришла», «Осень, осень», стихов, поговорок об осенних явлениях. Отгадывание загадок об овощах и фруктах, грибах, злаках. Разучивание песни «Колосок», разучивание театрализованной сказки «Колосок», разучивание песни «Мы корзиночки несем»
КОНСПЕКТ НОД «ОСЕНИНЫ» в старшей группе.
Материал и оборудование: Зал украшен в народном стиле.
На столах корзины с овощами, фруктами и грибами, ваза со злаками, поднос с караваем. Грамзапись русских народных мелодий.
Методика проведения.
М. Р: Здравствуйте, люди добрые!
Рады видеть вас в нашей горнице.
Прошла осень -все овощи собраны, в погреба убраны, можно и повеселиться. Кто знает, как раньше назывался праздник урожая?
Зрители: Оспожники, Осенины.
М. Р. : Праздновали, этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем продолжительней праздник, а отмечали его хождением в гости, хлебосольным столом; пели, хороводы водили, рукодельничали.
А вот и добры молодцы да красны, девицы к нам пожаловали!
Вход детей в народных костюмах под русскую народную мелодию в зал.
М. Р. : Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Давно я вас поджидаю, праздник не начинаю.
М. Р. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется
Это время года осенью зовется.
Назовите признаки осени.
Ответы детей: Меняют цвет и опадают листья, становится холоднее, идут дожди, реже выглядывает солнце, птицы собираются в теплые края, насекомые прячутся и др. (земледельческий календарь)
М. Р: Нынче Осенины празднуют на Руси, кого хочешь ты спроси.
Люди на полях трудились, и нисколько не ленились,
Урожай все собирали да на зиму запасали.
Ребенок: Осень, осень, в гости просим,
Погости недель восемь
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем
Ребенок: Осень славная пора
Осень любит детвора
Сливы, груши, виноград
Все поспело для ребят.
Исполняют «Здравствуй Осень». Муз. В. Витлина.
М. Р:. У матушки Осени трое сыновей, трое осенних месяцев. Кто знает, как их зовут?
Ответы детей: Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.
М. Р:. В народе сентябрь месяц называли листопадничек, хмурень. Как вы думаете, почему сентябрь именно так называли?
(ответы детей). Сентябрь - Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Сентябрь – листопадничек, потому что осенью, когда начинают падать листья с деревьев, у зайчихи рождается зайчата. Осенних зайчат называют листопадничками.
М. Р:. Говорили: «В сентябре и лист на дереве не держится»
Ребенок: И в саду, и в поле тоже
Осени товар разложен
И на грядке в огороде,
И на дереве в лесу,
А еще у нас в народе
Хвалят осень за красу.
М. Р: Какой урожай собирают осенью?
Ответы детей: Осенью собирают урожай овощей, фруктов, грибов. С полей убирают злаки – пшеницу, рожь, ячмень.
М. Р: Урожай везде поспел, все берут корзинки.
Что ходили собирать, вам придется угадать.
Воспитатель загадывает загадки, на экране появляются отгадки и овощи кладут на поднос.
Загадки:
1. Этот овощ тыкве брат-
Тоже с виду толстоват
Лег под листик на бочок
Между грядок (кабачок)
2. Летом в огороде – свежие, зеленые
А зимою в бочке – жёлтые, соленые
Отгадайте, молодцы
Как зовут нас? (огурцы)
3. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков (горох).
4. В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа (фасоль)
После загадок дети исполняют песню «Мы корзиночки несем» Филиппенко.
Ребенок: Полезные свойства кабачка- кабачок известен как эффективное средство для уменьшения веса, имеющее большую питательную ценность. Укрепляет здоровье глаз, сердечнососудистой системы, и предотвращает все болезни, которые появляются из-за дефицита витамина С.
Ребенок: Полезные свойства гороха - горох способен нормализовать работу органов пищеварения и избавить от проблем с кишечником. Горох полезен для кожных заболеваний.
Ребенок: Полезные свойства фасоли – фасоль богата минералами, особенно железом – в 100г фасоли содержится половина суточной нормы железа. Фасоль полезна при запорах и пищевых отравлениях.
М. Р: правильно ребята, вы сказали.
М. Р: Какие еще овощи и фрукты вы знаете? (Ответы детей)
М. Р: Молодцы, ребята.
За сентябрем идет месяц октябрь. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой. Октябрь месяц не простой, стол осенний не пустой. В октябре начинают квасить капусту. Давайте и мы с вами засолим капусту на зиму.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту режем, режем…»
Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
М. Р: Как вы думаете, почему раньше и сейчас люди так любят капусту?
Ребенок: Потому что она вкусная и полезная. В ней много минеральных солей, Сахаров, витаминов. Больше всего полезных веществ содержится в кочерыжке. А вот каротин — витамин роста — находится во внешних зеленоватых листьях. Главный витамин – аскорбиновая кислота (витамин С) – сохраняется в квашеной капусте так же, как в живом кочане. Этот витамин бодрости усиливает в человеке работоспособность. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Оказывается капуста еще и лечебная, листья, толченные, смешанные с яичным белком прикладывают к ожогам.
Она полезна для лечения гриппа, кашля, бронхита.
М. Р: Ребята как можно приготовить капусту?
Ребенок: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, замораживать, выжимать.
М. Р: Давайте поиграем. Вы должны вспомнить названия блюд, где используют при приготовлении капусту.
Игра «Назови блюда из капусты» (капустный пирог, пирожки с капустой, капустные котлеты, салат из белокочанной капусты, тушеная капуста, солянка из капусты, голубцы, квашеная капуста).
М. Р:. В лесных кладовках у осени много ягод и грибов.
Какие грибы вы знаете?
Ответы детей: В лесу собирают боровики, белые грибы, сыроежки, лисички, маслята, подберезовики, подосиновики.
Ребенок: Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик вестник октября.
Эй ребята озорные, рыжики лесные
Прибегайте поскорей, да танцуйте веселей
Покажем мы все дружно, как веселится нужно.
Танец «Рыжики».
Ребенок: Мы в лесу с тобой гуляли
И грибочки собирали
Раз грибок, два грибок
Вот и полный кузовок.
Ребенок: Да грибы искать не просто
Они маленького роста
Прячутся под елками
Засыпаны иголками.
Вместе: Вы ребята не зевайте
А грибочки собирайте.
М. Р: С бугорка на бугорок
Ходим мы в лесочке
Под осиной и сосной
Мы найдем грибочки.
Игра «Грибы пойдем собирать»
М. Р:. Весь месяц у хлеборобов горячая пора. Им нужно успеть собрать урожай до холодов. Какой урожай собирают на полях?
Ответы детей: на полях собираю пшеницу, овес, рожь, ячмень, гречку.
Ребенок: Осень хлебосольная, накрывай пиры,
Полюшко раздольное принесло дары.
Хлеба нынче вволюшку, хлебушек высок
Поклонюсь я полюшку, гнется колосок.
Инсценирование сказки «Колосок»
М. Р:. Да, ребята хлеб - основной продукт питания всегда был и будет.
Ребенок: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Нужно научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай — сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: «Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Пренебрежение к нему — когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. Хлебушек так вольно, как теперь, не всегда лежал на столе.
Дидактическая игра «Угадай на вкус хлеб» (серый и белый хлеб)
М. Р: Правильно ребята, всякая пища приедается, а хлеб никогда. Как вы уже сказали, что русские люди относились к хлебу с уважением - не крошили, не роняли, и пословиц много про это сочиняли.
Какие пословицы про хлеб вы знаете?
1. Хлеб - всему голова.
2. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
3. Хочешь, есть, калачи-не сиди на печи.
4. Будет хлеб- будет и обед.
5. Хлеб да вода мужицкая еда.
Исполняется песня «Колосок».
М. Р. : Земля – матушка щедро отдает урожай, в который люди вложили много труда. Какие пословицы о труде вы знаете?
1. Сделал дело - гуляй смело.
2. Терпенье и труд все перетрут.
3. Дело мастера боится.
4. Землю солнце красит, а человека труд.
5. Кто не работает, тот не ест.
М. Р:. Ну а мы- то с вами хорошо потрудились, а кто хорошо трудится, тому и каравай сам в рот просится!
М. Р: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь!
М. Р: Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи.
И хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть или рушник.
(Выносится каравай)
И с хорошим урожаем, и с румяным караваем
Угощенье принимайте, всех ребят вы угощайте!
Дети под русскую мелодию уходят из зала с перестроением.
III Заключение.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Реализация таких проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, пословицах, поговорках, загадках, сказках.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром. Он обогащает мир ребенка, воспитывает исподволь уважение к своему народу, помогает усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе.