Получи документы

Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников

Татьяна Касияди
Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников

Одним из важнейших условий решения задач при развитии познавательно-интеллектуальной деятельности является организация развивающей предметной среды.

При организации предметно - развивающей среды учитывался ряд требований:

Публикация «Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности детей-дошкольников и одновременно учитывать особенности других видов.

2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.

3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.

4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания.

Отталкиваясь от общих требований к развивающей среде в ДОУ, при организации развивающей среды по познавательно-интеллектуальному развитию применяются те же принципы. Такие как:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Принцип активности.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Принцип открытости-закрытости.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предметная среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей дошкольного возраста. В средней группе она должна учитывать высокую подвижность детей 4—5 лет, а в группах старшего возраста — потребность детей в творчестве и самоутверждении. Формировать развивающую направленность предметной среды ДОУ позволяют новые подходы к планировке здания и участков детского сада, дополнительные функциональные помещения, использование современного оборудования для творчества, игр, занятий, самостоятельной деятельности.

Среда в старшей группе — это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные или незавершенные образы, проблемность, требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

В старшем дошкольном возрасте быстрыми темпами идет развитие познавательной деятельности. Развивающая среда подготовительной к школе группы близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А. В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе вопрос: Зачем это ребенку? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений».

В программе «Радуга» при реализации задач познавательного развития детей важным является процесс руководства познавательной активностью детей, который осуществляется в двух направлениях.

1. Знакомство детей с интересными фактами, сведениями о мире. Здесь происходит приобщение детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира. Эта информация классифицирована для детей по познавательным блокам, каждый из которых соответствует определенной области знаний.

Знакомство с новой информацией в основном происходит на фронтальных занятиях, которые в зависимости от цели и источников получения информации делятся на:

– информационные занятия — передача детям определенных, неизвестных им ранее познавательных фактов и сведений из разных областей знаний о нашем мире, где основной источник информации — взрослый;

познавательные практикумы — получение новой информации в процессе работы детей с разным специальным оборудованием и материалами под контролем и наблюдением взрослых (микроскопы, телескопы, лупы, карты и атласы);

– итоговые мероприятия — завершение целенаправленной педагогической работы по конкретным познавательным блокам; подведение итогов этой работы (познавательные праздники, экскурсии в музеи и т. д.).

2. Создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире; овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и др.).

Особенности руководства данным направлением работы заключается в следующем:

– педагоги создают условия, провоцирующие детей на самостоятельную (поисковую деятельность);

– дети сами определяют степень своего участия в познавательной деятельности;

– детям предоставляется свобода выбора предложенных педагогами средств и источников познания (книги, картинки, наблюдения, телевизор).

Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду для познавательного развития ребенка. Необходимо, чтобы в группе были сконцентрированы предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записки, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если?», «Как это изменить, чтобы?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы должны постоянно присутствовать в общении воспитателя со старшими дошкольниками.

Приведу вам примерную модель интеллектуально-познавательной мини-среды, которая создает условия для продвижения ребенка по пути познания, реализации его опыта:

• полка умных книг;

• шахматный уголок;

• площадка «Светофорика»;

• клуб путешествий;

• рекламное агентство;

• картинная галерея;

• коллекционная

Т. к. интеллектуальная сфера включает в себя задания на:

• логическое мышление;

• память;

• воображение;

• внимание

то вашему вниманию предлагаются упражнения и задания по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников, которые можно применять как на занятиях, так и вне, а так же использовать при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам и викторинам.

Публикации по теме:

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенкаИндивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенка Хочу поделиться картинками, иллюстрирующими создание предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, отвечающей принципам индивидуального.

Использование развивающей стимулирующей среды для ФЭМП у старших дошкольниковИспользование развивающей стимулирующей среды для ФЭМП у старших дошкольников Уважаемые, коллеги, разрешите представить вашему вниманию РППС по ФЭМП в нашей группе. В соответствии с ФГОС наша задача развивать в детях.

Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей КонспектПроектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Введение. Нет такой стороны воспитания, на которую.

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО «Центр развития мелкой моторики» в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в ДОО «Центр развития мелкой моторики» в соответствии с ФГОС Сегодня психическое и физическое здоровье детей - одна из главных приоритетных задач семьи, детского сада, школы, и всей страны в целом.

Оснащение предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста Мешалкина Светлана Викторовна,Воспитатель ГБДОУ 4 Приморского района Санкт-Петербурга. Оснащение предметно-развиваюшей среды во второй группе.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения,.

План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период Цель: создание единой развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя.

Создание предметно-пространственной среды для интеллектуального развития дошкольников Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». гласит китайская пословица Современные дети живут в эпоху.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 10 июля 2017 в 19:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД