Папки-передвижки

Основополагающие подходы к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов

Екатерина Стрижева
Основополагающие подходы к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов

Заместитель заведующего по ВМР Стрижева Е. С.

МБДОУ "Детский сад № 322"

город Нижний Новгород

«Основополагающие подходы к педагогической диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов».

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, поскольку он имеет свою специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО. В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов. В помощь педагогам творческой группой МБДОУ "Детский сад № 322" разработаны рекомендации, которые помогут внести некоторую ясность в вопрос. В муниципалитете реализуются, в основном, две программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и «Открытия» под ред. Е. Г. Юдиной. Поэтому в рекомендациях приведены примеры реализации этих программ.

Публикация «Основополагающие подходы к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов» размещена в разделах

Начиная обзор нормативно-правовых актов, остановимся на формулировках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования (далее ФГОС ДО).

Мы выделяем наиболее важные, на наш взгляд, положения.

«П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».

И далее:

«3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития

детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

…4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

оценку индивидуального развития детей».

При этом «Целевые ориентиры (дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

Обратимся к Комментариям Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г № 08-249.

«Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы…

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой (*на основании данной фразы можно сделать вывод о необходимости описания в Образовательной программе ДОУ порядка осуществления педагогической диагностики). При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).

… Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями и индивидуальными склонностями».

Отметим, что условия определены ФГОС ДО следующие: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые. В данном контексте, мы считаем, речь идет по большей части о психолого-педагогических условиях, в том числе:

«1…формирование и поддержка положительной самооценки (детей,

уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности…»

Именно диагностика позволяет выявить «самооценку», «уверенность в собственных возможностях и способностях», «возрастные и индивидуальные особенности», «интересы и возможности каждого ребенка», «социальную ситуацию его развития», «взаимодействие детей друг с другом», «инициативу и самостоятельность».

До введения ФГОС ДО педагогическая диагностика использовалась как способ выявления знаний, умений и навыков ребенка, то есть для оценивания ребенка по тем или иным критериям. Однако стандарт определяет, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, целесообразно четко определить механизмы реализации такого

мониторинга.

Отметим еще один момент. Формулировка «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» присутствовала в «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования такой формулировки уже нет. Есть описание «планируемых результатов» в целевом разделе образовательной программы и понятия «оценка индивидуального развития детей», «педагогическая диагностика (мониторинг)».

Что подразумевает мониторинг индивидуального развития детей?

Изучая педагогическую литературу, члены творческой группы пытались ответить на ряд вопросов, первый из которых – в чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой? В педагогической литературе представлены разные точки зрения по данному вопросу.

В публикациях мониторинг чаще упоминается как управленческий инструмент - система мониторинга качества образования (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева, О. А. Сафонова, Н. П. Тропникова, Н Калинина, Л. Егорова).

Широко используется следующее понятие:

Мониторингом в науке называется длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

В педагогической литературе 2015-2016 года выпуска уже используется понятие

«Педагогический мониторинг. Оценка индивидуального развития детей»

(Ю. А. Афонькина)

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А.

Гвоздева в своих трудах дали определение понятия «мониторинг» :

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития. Мониторинг отражает особенности течения процесса (в данном случае -педагогического) т. е. контроль процесса. Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике).

Диагностика - раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (т. е. контроль результата) констатация показателей на момент обследования.

Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, рассматривая эти понятия отмечают, что они имеют много общего в таких аспектах как функции, принципы, этапы, методы.

Однако есть и существенные отличия: мониторинг больше ориентирован на нормы и стандарты, его существенный признак – растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. По мнению авторов, педагогическая диагностика, соотносится с мониторингом как часть и целое, являясь методом педагогического мониторинга.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста : для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов

детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка,

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка,

• личностных особенностей ребенка,

• поведенческих проявлений ребенка,

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

• Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Оценка должна быть комплексной (разные источники информации, но не интегральной (отсутствие некоторого общего балла, оценивающего развитие ребенка, или усвоение им программы)

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. (Поэтому важно, чтобы диагностические карты имелись на каждого ребенка, целостно представляя процесс его развития в различных сферах) Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

• Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития; учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка; обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

• Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике); в безопасности для испытуемого применяемых методик; в доступности для педагога диагностических процедур и методов; во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

• Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный : он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Порядок осуществления мониторинга индивидуального развития детей

может быть определен локальным нормативным актом ДОУ. (Приложение №1)

Публикации по теме:

«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка "ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Консультация «Труд в дошкольном образовании — это легко?» В своём Эссе я хочу раскрыть данную тему. Сейчас я попытаюсь подойти к основному понятию освещаемой темы. Труд - целенаправленная деятельность.

Доклад «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании» (из опыта работы) Тема: «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании». Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов.

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образованииИгра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим "Самоанализом результатов использования новых образовательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основополагающие подходы к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов
Опубликовано: 24 октября 2016 в 14:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД