Ольга Ивановна Упорова
Особенности художественно-эстетического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности художественно-эстетического воспитания в ДОУ»
Старший воспитатель О. И. Упорова
1 слайд
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.
Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Возможно это благодаря созданию необходимых условий предметно-развивающего пространства учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей.
Публикация «Особенности художественно-эстетического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
2 слайд
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:
• сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
• вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
• побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
• учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
• создавать условия для развития грамматически правильной речи.
3 слайд
Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами, красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду.
Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников.
Для этого требуется соблюдать следующие условия:
разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
• Полочка с подлинными произведениями искусства.
• Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
• Белая и цветная бумага.
• Ножницы
• Пластилин, салфетки.
• Губки, штампы, тампоны.
• Стеклышки, свечи.
• Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
• Доски для рисования мелком.
• Детские и взрослые работы по рисования, аппликации.
• Баночки для воды.
• Природный и бросовый материал.
• Дидактические игры.
Для детей 2 – 4 лет
1. Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушкитьняем (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, кони-каталки, соломенные.
2. Скульптура малых форм, изображающая животных.
Для детей 3 – 4 лет (дополнительно к указанным выше)
1. Игрушки из глины (тверская, вятская).
2. Из дерева (богородская, архангельские птицы из щепы).
3. Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские, вологодские).
4. Расписные разделочные доски (городецкие).
5. Подносы (жостовские).
6. Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
7. Скульптура разных видов (малая пластика, декоративная).
Для детей 5 – 7 лет
1. Произведения русского прикладного и искусства других народов, игрушки из глины, из дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба, керамическая посуда, кружево, вышивка из разных областей, чеканка.
2. Скульптура малых форм.
3. Монументальная скульптура
4. Станковая скульптура: бюсты, портреты.
5. Архитектура: жилищная, декоративная, общественно-гражданская.
Постоянно присутствует интеграция художественно-эстетического развития дошкольников с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Кроме того, благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами педагогики и психологии, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития. Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
4 слайд
Реализация задач художественно-эстетического воспитания будет осуществляться при следующих условиях.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания
Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так в условиях родительского клуба интересно и увлекательно проходят различные праздничные посиделки, совместное выступление родителей и детей на утренниках.
. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.
Таким образом, система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей включает в себя:
• совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
• самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
• взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров).
Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, где каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей позволит воспитать духовно богатую, всесторонне развитую личность.