МААМ-картинки

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания

Марина Цыбина Казакова
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания

Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается с искусством, эстетическими сторонами жизни (труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа). Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Эстетические явления становятся реальными факторами общественно полезной деятельности, определяющими отношение человека к действительности. Все это требует четкого определения сущности эстетического воспитания учащихся, его основных задач и направленности [4, с. 7].

Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания» размещена в разделах

С древнейших времен философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в процессе развития способности человека понимать и чувствовать «прекрасное», считали его важнейшим и необходимым элементом развития всей личности. Эстетическое воспитание не только «встраивает» индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и его практическую деятельность [2, с. 11].

Важным является утверждение И. Ф. Харламова о том, что сущность эстетического воспитания заключается «в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [167, с. 395]. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.

Основополагающим для нас является мнение Б. М. Теплова о том, что «всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться. Следовательно, и те способности, которые необходимы для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Можно даже сказать сильнее: эти способности создаются художественной деятельностью» [1, с. 4].

По нашему мнению, в основе детского творчества лежит изначальное стремление ребенка к деятельности. Говоря о первичности всякой деятельности для личности ребенка можно говорить о ней (деятельности, как о творческой. Поэтому справедливым является вывод П. П. Блонского о том, что ребенок «творец…эстетических ценностей» [1, с. 101], следовательно, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества.

По мнению Н. А. Ветлугиной, деятельность ребенка называется художественной, если она связана с различными видами искусства, облеченными в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности. В художественной практике присутствует воспроизводящая и творческая деятельность.

Н. А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем, вычленила в художественной деятельности реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов, эмоциональных переживаний и активного художественного освоения окружающего, а отсюда вытекают процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделяла следующие их особенности:

1. Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, которая выражается в эмоциональном отклике ребенка на все красивое.

2. Способность претворять элементы красивого в жизнь и быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявлять творческую инициативу).

3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности.

П. Ф. Каптерев считал собственно художественную деятельность учащихся наиболее эффективным фактором их эстетического развития и воспитания. По его мнению, в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам, поскольку они «… лучше вводят в область прекрасного, с помощью их сам воспитываемый становится «творцом красоты» [3, с. 465].

Для нас значение имеет вопрос о развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшего фактора развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Педагоги и психологи подчеркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельности тех или иных потребностей: интеллектуальной (приобретение знаний, умений, навыков, эта потребность особенно свойственна детям дошкольного и младшего школьного возраста, любознательность которых и стремление научиться самим что-то создавать, исполнять общеизвестны; коммуникативной (потребность содержательного общения со взрослыми и со сверстниками); потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Все эти потребности удовлетворяются в разнообразных художественно-творческих деятельностях [1, с. 7].

Эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью всестороннего воспитания, более чем другие составные части (умственное, нравственное, трудовое, физическое, основывается на всем приобретаемом ребенком опыте, аккумулирует этот опыт и придает ему новое звучание. Благодаря его специфике, заключающейся в его средствах – разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, которые воплощают в себе окружающую жизнь и позволяют детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя, эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребенка.

Список литературы

1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Шуя, Шуйский пединститут, 1994. – 198 с.

2. Волчегорская, Е. С. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. С. Волчегорская // Искусство и образование № 3, 2002. С. 25-30.

3. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с.

4. Система эстетического воспитания школьников/ Под ред. С. А. Герасимова. – М. : Педагогика, 1983. – 264 с.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2002. – 519 с.

Публикации по теме:

Обогащение Рппс для реализации системы художественно-эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Художественно-творческая деятельность. Художественно – творческая деятельность у детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.

Художественно-творческая деятельность «Театр своими руками» Возрастная группа: дети шестого года жизни. Форма НОД: интегрированное занятие. Форма организации: групповая, подгрупповая. Средства: Наглядные:.

Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Выступление.

Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста Общеизвестно, что искусство играет большую роль в эстетическом воспитании. Особенность искусства заложена самой природой творческого опыта.

Опыт работы: по теме Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника «Программа», рассчитана на возраст 3-4 года БДОУ г Омск,«детский сад 216 общеразвивающего вида» Чуднова Е. И. Художественная деятельность.

Театральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детейТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори-группе Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори - группе в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 16:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД