Папки-передвижки

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания

Марина Цыбина Казакова
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается с искусством, эстетическими сторонами жизни (труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа). Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Эстетические явления становятся реальными факторами общественно полезной деятельности, определяющими отношение человека к действительности. Все это требует четкого определения сущности эстетического воспитания учащихся, его основных задач и направленности [4, с. 7].

Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания» размещена в разделах

С древнейших времен философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в процессе развития способности человека понимать и чувствовать «прекрасное», считали его важнейшим и необходимым элементом развития всей личности. Эстетическое воспитание не только «встраивает» индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и его практическую деятельность [2, с. 11].

Важным является утверждение И. Ф. Харламова о том, что сущность эстетического воспитания заключается «в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [167, с. 395]. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.

Основополагающим для нас является мнение Б. М. Теплова о том, что «всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться. Следовательно, и те способности, которые необходимы для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Можно даже сказать сильнее: эти способности создаются художественной деятельностью» [1, с. 4].

По нашему мнению, в основе детского творчества лежит изначальное стремление ребенка к деятельности. Говоря о первичности всякой деятельности для личности ребенка можно говорить о ней (деятельности, как о творческой. Поэтому справедливым является вывод П. П. Блонского о том, что ребенок «творец…эстетических ценностей» [1, с. 101], следовательно, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества.

По мнению Н. А. Ветлугиной, деятельность ребенка называется художественной, если она связана с различными видами искусства, облеченными в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности. В художественной практике присутствует воспроизводящая и творческая деятельность.

Н. А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем, вычленила в художественной деятельности реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов, эмоциональных переживаний и активного художественного освоения окружающего, а отсюда вытекают процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделяла следующие их особенности:

1. Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, которая выражается в эмоциональном отклике ребенка на все красивое.

2. Способность претворять элементы красивого в жизнь и быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявлять творческую инициативу).

3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности.

П. Ф. Каптерев считал собственно художественную деятельность учащихся наиболее эффективным фактором их эстетического развития и воспитания. По его мнению, в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам, поскольку они «… лучше вводят в область прекрасного, с помощью их сам воспитываемый становится «творцом красоты» [3, с. 465].

Для нас значение имеет вопрос о развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшего фактора развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Педагоги и психологи подчеркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельности тех или иных потребностей: интеллектуальной (приобретение знаний, умений, навыков, эта потребность особенно свойственна детям дошкольного и младшего школьного возраста, любознательность которых и стремление научиться самим что-то создавать, исполнять общеизвестны; коммуникативной (потребность содержательного общения со взрослыми и со сверстниками); потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Все эти потребности удовлетворяются в разнообразных художественно-творческих деятельностях [1, с. 7].

Эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью всестороннего воспитания, более чем другие составные части (умственное, нравственное, трудовое, физическое, основывается на всем приобретаемом ребенком опыте, аккумулирует этот опыт и придает ему новое звучание. Благодаря его специфике, заключающейся в его средствах – разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, которые воплощают в себе окружающую жизнь и позволяют детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя, эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребенка.

Список литературы

1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Шуя, Шуйский пединститут, 1994. – 198 с.

2. Волчегорская, Е. С. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. С. Волчегорская // Искусство и образование № 3, 2002. С. 25-30.

3. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с.

4. Система эстетического воспитания школьников/ Под ред. С. А. Герасимова. – М. : Педагогика, 1983. – 264 с.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2002. – 519 с.

Публикации по теме:

Обогащение Рппс для реализации системы художественно-эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Художественно-творческая деятельность. Художественно – творческая деятельность у детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.

Художественно-творческая деятельность «Театр своими руками» Возрастная группа: дети шестого года жизни. Форма НОД: интегрированное занятие. Форма организации: групповая, подгрупповая. Средства: Наглядные:.

Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Выступление.

Интеграция видов искусства, как средство в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста Общеизвестно, что искусство играет большую роль в эстетическом воспитании. Особенность искусства заложена самой природой творческого опыта.

Опыт работы: по теме Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника «Программа», рассчитана на возраст 3-4 года БДОУ г Омск,«детский сад 216 общеразвивающего вида» Чуднова Е. И. Художественная деятельность.

Театральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детейТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори-группе Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори - группе в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 16:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова (УИ 290138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД