Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Яна Яшина
Особенности речевого развития детей 2–3 лет

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами из 2-4 слов, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. В словаре по-прежнему преобладают существительные.

Понимание речи взрослого все еще значительно превосходит произноси-тельные возможности.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повы-шается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. К трем годам четко оформляется артикуляция гласных звуков и простых согласных: м, н, п, б. Для детей этого возраста нормой считается смягчение согласных.

Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. Дети замечают неправильности произношения слов сверстниками, пытаются их исправить, хотя подчас сами не владеют такими умениями. Позже дети научатся критически относиться не только к чужой, но и к своей речи.

Появляется в речи слово «Я». Доступны к пониманию сказки, рассказы.

На данном этапе надо обратить внимание если у ребенка:

• отсутствует фразовая речь (возможны: умственная отсталость, аутизм, тяжелые нарушения речи, шизофрения).

2. Развитие речи детей первой младшей группы.

Отмечается, что в звукопроизношении для детей 2-3 лет характерна общая смягченность речи. Такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Но для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

• Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

• Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями).

• Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств.

• Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

3. Направления работы воспитателей по развитию речи детей первой младшей группы.

Основные задачи развития речи в дошкольном возрасте –

• воспитание звуковой культуры речи,

• обогащение и активизация словаря,

• формирование грамматического строя речи,

• обучение связной речи.

Данные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Начинается работа уже в младшем дошкольном возрасте.

Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме - необходимо:

А. Развивать фонематический слух.

• Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка).

• Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь?»).

• Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко, ту-ту — тук-тук, ку-ка-ре-ку — ку-ку и т. д.).

• Учить обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).

• Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников).

развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать доступные чистоговорки, пословицы, стихи).

Б. Развивать крупную и мелкую моторику.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т. к. проекция руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от мышц рук и пальцев. Поэтому рекомендуется постоянно использовать в общении с детьми игры и пособия по развитию общей и мелкой моторики. Отметим, что о важности развития мелкой моторики знают многие, а о значении развития общей моторики говорится мало.

В младшем дошкольном возрасте обязательно надо использовать:

- физминутки с речевым сопровождением (полезно включать упражнения, где детям надо маршировать и ползать);

- гимнастику после сна;

- игры-потешки;

-пальчиковую гимнастику,

-рисование пальцами,

-лепку из пластилина, соленого теста, глины,

-аппликации из крупы, скорлупок, семечек, орехов, косточек.

-нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц и т. п.

В. Развивать артикуляционный аппарат и мимику, используя истории «Веселого Язычка».

• С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков.

• В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.

• Привлекать внимание детей к артикуляции взрослых.

Смотрите памятку «Веселые истории для артикуляционной гимнастики».

Г. Развивать речевое дыхание.

Правильная постановка дыхания детей играет немаловажную роль для развития у них устной речи.

• Упражнение «Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

• Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

• Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

• Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

• Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

Так же смотрите памятку «Веселые истории для артикуляционной гимнастики».

Д. Развивать качество голоса (силу, высоту).

• Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т. п.) с разной высотой голоса: как мышка, как медведь.

• Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т. п.) с разной силой (громкостью) голоса: очень громко, тихо, умеренно; увеличение/уменьшение громкости к концуфразы (АААА, АААА).

Г. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие, т. к. все они тесно взаимосвязаны с речью. Для этого в младшем дошкольном возрасте можно использовать:

• Чтение книг.

• Беседы, рассказы на различные темы:

– как я провел сегодняшний день,

- что нового я увидел, узнал, запомнил,

- что мне понравилось на празднике,

– что я увидел на прогулке,

- что я сегодня кушал.

• Слушание аудиосказок и обсуждение их.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Консультация для родителей по развитию связной речи «Особенности речевого развития у ребёнка 3–4 лет» Нарушения речевого развития - одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких.

Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Особенности и проблемы речевого развития детей среднего дошкольного возраста Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания Н. С. Стегнина, учитель-логопед, социальный педагог МБДОУ д/с №57 г. Белгорода Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профилактики.

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» ПРОТОКОЛ № 3 родительского собрания в старшей группе №5 от 21. 02. 2018г. Тема: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 12:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Прокопий Жнец

В южных регионах нашей страны уборка зерновых уже давно в разгаре, а в северной и центральной России – наступает жаркая пора жатвы. В старину именно Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. Он...

21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

Рисование «Божья коровка» во второй группе раннего возраста
Цель: упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Воспитывать аккуратность....
Дидактическая игра по математике «Забавные лягушата»
Известно, что для дошкольного возраста ведущим видом деятельности -является игра. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает...
Аппликация в подготовительной группе «Милые панды»
Панда — наверное никого она не оставляет равнодушным, этот большой милый медведь, вот и моих детей она чем-то привлекла. И мы решили изучить её поподробнее....