Алла Ивановна Лебедева
Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24»
ДОКЛАД из опыта работы для выступления на педсовете на тему:
«Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития»
Воспитатель высшей категории : Лебедева А. И.
г. Сергиев Посад, 2015 год
Публикация «Осуществление экологического воспитания детей в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Средством социально-коммуникативного развития дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Воспитание экологической культуры у детей заложено в экологической деятельности. И наиболее эффективным средством этого направления, по моему мнению, являются экологические проекты, нацеленные на получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, способствующие нравственному формированию личности дошкольника.
Цель проекта: создать условия для формирования экологической культуры воспитанников и осознанно правильного отношения к природе родного края, через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.
Одним из главных условий работы по этой теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, лого-ритмических упражнений и т. д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.
На занятиях используем игровые методы, экологические минутки. Привлекаем сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Дикие животные» мне «помогал» проводить сказочный Лесовичок-старичок, по теме: «Лес – волшебная штука», по теме «Растения», - королева цветов Роза. Используем художественную литературу: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки.
Например, сказка «Модница-осень» о том, как осень хотела всем доказать, что она самая красивая и модная, для этого она пошла к известному портному и заказала ему три наряда.
В сентябре, как лето украсил портной платье цветами, травами и плодами; в октябре – разоделась осень в наряд из разноцветных листьев, на шею надела алые бусы из ягод рябины, сережки из калины; а в ноябре наряд темного цвета, накидка из сизых облаков, башмачки надела, чтобы по лужам ходить.
Именно в художественной литературе содержится полезный и богатый материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.
Большое значение имеет и труд в природе. Это уход за комнатными растениями (протираем листья, рыхлим землю, поливаем и опрыскиваем растения). Зимой сажаем лук, наблюдаем, делаем выводы, что нужно для того, чтобы лук рос, – это почва, свет, тепло, вода. Ставим в вазу с водой веточки тополя и наблюдаем, что, несмотря на то, что за окном зима, веточки распустились, появились листочки. Вместе с детьми делаем вывод, почему так происходит. Весной и летом ухаживаем за цветами на участке. Сначала рассматриваем семена цветов, затем сеем, наблюдаем, поливаем, пикируем (т. е. рассаживаем по отдельным стаканчикам, высаживаем на клумбу, всё лето ухаживаем (поливаем, полем, наблюдаем, любуемся красотой, а осенью собираем семена вместе с детьми. Зимой клумбы укрываем снегом, чтобы многолетние растения не замерзли, а отдыхали под теплым снежным одеялом. В зимнее время развешиваем кормушки для птиц. Говорим детям о том, что зимой птицам не так страшен холод как голод. Поэтому надо подкармливать птиц. родители помогли сделать кормушки для птиц. Весной планируем попросить родителей сделать скворечник – домик для скворцов – чтобы наблюдать за птицами, слушать пение, любоваться всем тем, что нас окружает.
Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. И наша задача научить понимать и любить все живое, а чтобы решить эту задачу важно заинтересовать дошкольника.
Перспективность своей работы вижу в следующем:
- в работе с детьми, задачами которой являются – повышение познавательной активности через экологическое воспитание;
- в работе с родителями, задачами которой являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей;
- работа с социальным окружением – связь с библиотекой детской, посещение мероприятий, связанных с экологическим воспитанием.