Лучший педагог года

Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей

Лариса Галямова
Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология - наука о здоровье.

Публикация «Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей» размещена в разделах

Здоровье, по определению ВОЗ - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия.». Девиз педагогической валеологии : «Здоровье через образование».

Причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста: -падение уровня жизни; -неблагоприятная экологическая обстановка в России; -стрессы; -дефицит двигательной активности; -массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; -частичное разрушение служб врачебного контроля; -неполноценное питание.

Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни

Валеологическая учебно-воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах: Системный подход. - Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка. - Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма. Научился сам - научи друга! Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Рекомендации педагогам, организующим валеологическое воспитание детей : - Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. - Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить. - Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде. - Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь. - Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.

Валеологическое просвещение-это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов. Его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса. Становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом взаимодействия взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику : - Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. - Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. - Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. - Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны. Они могут быть индивидуальные, групповые; традиционные и нетрадиционные.

Валеологическое просвещение родителей включает : ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ознакомление родителей с содержанием физкультурно - оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.); ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии).

Для реализации этих задач широко используются: Консультации: «О роли правильного питания для здоровья ребенка», «Дыхательная гимнастика», «Хочешь быть здоровым - будь им» и т. д. Информация в родительских уголках, папках-передвижках: «Гимнастика для глаз», «Азбука витаминов» и т. д. Устные журналы и дискуссии с участием медицинских работников, психолога, родителей с опытом семейного воспитания. Семинары-практикумы, мастер-классы Деловые игры и тренинги Родительские собрания Создание семейного клуба (в нашем ДОУ «Здоровый дошкольник») Совместные физкультурные досуги и праздники и т. д. Анкетирование родителей по выявлению отношения по здоровому образу жизни. («Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Взаимоотношения в семье», «Семейные традиции и нормы»

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни. Валеология видит в здоровье главный источник счастья, а обретение здоровья представляет как путь к духовности, восхождение человека от здоровья телесного к здоровью духовному.

Практическая работа

Решение кроссворда “Здоровье”.

1. Один из природных закаливающих факторов (вода).

2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).

3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).

4. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).

5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).

7. Вид спорта (альпинизм).

8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч (по горизонтали)

8. Витаминный напиток (морс).(по вертикали)

9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).

10. Вид активного отдыха (туризм).

11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы»Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы» Многие родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему ребёнку длительное время проводить.

Консультация для родителей «Организация сна детей в семье» Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 17:37
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД