Светлана Сигунькова
Ознакомление дошкольников с русским народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства,
Самым талантливым, самым гениальным
Является народное искусство, то есть то,
Что сохранено, что народ перенес через столетия».
М. И. Калинин.
В настоящее время в жизни происходят различные политические и социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на гаджеты, живое общение заменили телевизионные экраны, мир наводнила жестокость и грубость.
Публикация «Ознакомление дошкольников с русским народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная на сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает
исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития
личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те
предметы народно-декоративного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства в нашем детском саду
Осуществляется в соответствии с Образовательной программой ДО, разработанной на основе примерной ООП «От рождения до школы», с включением программы «Радость творчества», автор О. А. Соломенникова.
Целью данной программы является: развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования:
- Развитие интереса к различным видам искусства, формирование первых представлений
об искусстве, способность воспринимать его;
- Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству, воспитание эстетического вкуса;
- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;
-Развитие мелкой моторики рук детей;
- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;
- Приобщение детей к лучшим образцам искусства.
Изучив задачи обучения детей с народным искусством, составили перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами в средней, старшей и подготовительной группах. В них указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.
Данное планирование способствует взаимосвязи в образовательном процессе педагога по изодеятельности и воспитателей, помогает проводить последовательную и предварительную работу с детьми при ознакомлении с различными видами народного искусства с усложнениями в каждой возрастной группе.
В средней группе в течение года по декоративному рисованию выделяется 8- 10 занятий.
Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке
Ритмичности движений при повторении однородных элементов узора. Прежде всего дети должны получить представление о том, как можно украсить вещь узором и для чего это нужно. Дети этой группы продолжают знакомство с дымковской игрушкой,
знакомятся с филимоновскими игрушками, загорской матрешкой, в конце года начинают
знакомство с городецкой росписью.
В старшей группе продолжается знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания городецких цветов. Расширяются представления детей о разнообразии русской матрешки - Полхов-Майданская матрешка. Происходит знакомство с новыми народными промыслами : Гжелью, Хохломой, с росписью Полхов-Майдана.
В подготовительной группе углубляются знания и умения в городецкой
Гжельской, дымковской, хохломской росписи. Дети знакомятся с жостковской росписью. С целью решения поставленных задач я начала с организации развивающей среды. Подобрала практический материал и методические пособия, имеющиеся в д/саду, куда входят подлинные предметы народных промыслов - хохлома, гжель, дымковские игрушки, жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства. Многие дидактические пособия созданы своими руками: дидактические игры «Откуда эта птица?», «Назови элементы узора», таблицы с элементами народных росписей,папка с силуэтами из бумаги.
В группах создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества, наличие его разных видов.
Краски, гуашь, карандаши цветные, восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,
штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополняются центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-
прикладного искусства.
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
1. этап – Подготовительный
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных промыслов;
-Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;
-Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно - выразительных
средств;
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
2. этап – Практический
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике
В разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе
Знаний о характерных особенностях росписей;
- Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.
Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический. Применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, рассматривания.
Изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки».
Для развития творческих способностей детей использую нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка.
Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, учим видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь
Вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать,
любить.
В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождаются художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народная музыка, русские песни. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. Учим рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т. е. использую «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковый формы, но другого цвета, сравнивает с другими элементами.
Постепенно от более крупных основных элементов переходим к более мелким. В геометрическом орнаменте учим детей выделять знакомые элементы, их украшения, чередование, ритмичность. Показывая геометрические элементы
(круг, овал, треугольник, которые входят в изображение растительных элементов - ягод,цветов, листьев в городецкой, хохломской росписи. Стараюсь показать, что сложный узор состоит из простейших знакомых частей - точки, кружки, кольца, прямые и волнистые линии. Объясняем, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю его выполнить самому. Тем, у кого не получается, предлагаем рассмотреть таблицы с элементами и компановку их в узоре.
Стараемся подбодрить их пословицами и поговорками о труде: «Терпенье и труд все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе, и людям славу приносит» и другие. Учим детей работать с палитрой, дети сами смешивают краски для получения разных оттенков.
Этот прием рисования необходим в гжельской и городецкой росписи.
Подбираются для занятий по декоративному рисованию физминутки близкие по теме.
Например «Конь» - дымковская роспись, «Мак» - Полхов-Майдан, «Алые цветы» -
Хохлома и другие.
Формы проведения занятий выбираются разные: путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, превращение
В мастеров – художников, экскурсии в сказку. Стараемся проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки», «Салфетка для зайчика», «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача, в занятие включается комплекс игровых действий: раскрасить чашку или блюдо, подарить шарфик, нарядить матрешку.
. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие, красочные работы.
Хохломское блюдо, русские матрешки, дымковские барыни, городецкая доска, гжельский чайник.
На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей.
. На таких занятиях
Хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования. Вы видите проведение таких занятий:
1. «Птицы» (дети подготовительной группы расписывают, вылепленных из глины дымковской росписью);
2. «Вот они сказочные кони» (дети средней группы раскрашивают бумажные
силуэты коней элементами дымковской росписи нетрадиционной техникой рисования «тычок»);
3. «Русская матрешка» (дети подготовительной группы расписывают бумажные силуэты матрешек Полхов-Майданской росписью).
Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей, которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки: «В царстве Дымки», «Кони на лугу»,»Волшебная Дымка».
Очень мало времени отводится по программе на занятия по декоративному рисованию.
Поэтому стараемся организовывать разностороннюю работу с детьми в свободной деятельности, в которой используем рассматривание иллюстраций народных промыслов, беседы, дидактические игры, народные игры, развлечения.
Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы» и др.
Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию.
Воспитателям предлагается примерное планирование занятий с детьми с декоративно-прикладным искусством по разным тематикам : «Веселый Городец», «Дымковская игрушка» и другие, где предусмотрены беседы, народные игры.
На РМО поделились опытом работы с педагогами других детских садов по данному направлению на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности детей дошкольного возраста».
При диагностическом обследовании детей по декоративному искусству в средней группе учитываем задачи программы М. А. Васильевой. В старшей и подготовительной группах
диагностируем по критериям, рекомендуемым программой О. А. Соломенниковой «Радость творчества». Критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве :
- знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- знания о характерных особенностей народных промыслов;
- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
-умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей: они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.
Углубились знания детей о материалах, из которых мастера создают произведения искусства, расширился словарный запас.
А самое главное, дети поняли: богатство самобытного искусства – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России.