Конспект занятия «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Мария Павлова
Конспект занятия «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Воспитатель: Павлова Мария Тихоновна д/с «Ромашка» МБОУ ЗСОШ п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия).

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма по своему содержанию очень многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад); о семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа; об уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу); к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату, к людям, которые живут и трудятся рядом.

На практике я убедилась, что через совместную образовательную деятельность, праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми происходит постепенное знакомство детей с детским садом, своим поселком, улицей, а затем через фотовыставки, путешествия с родителями – с республикой, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, непосредственно – образовательную и игровую деятельности.

Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. Для осознания важности системы работы по патриотическому воспитанию в детском саду для родителей воспитанников разработана анкета. Заполнение анкет осуществляется в начале и в конце года. В нашей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставки «Мое имя – мой талисман удачи», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи»; фотовыставки «Как мы отдыхаем» («Как я провел лето», «Мамины помощники», «Мой папа солдат» и др. Так же они вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников мы распределили по следующим блокам:

- Культурно – патриотический, куда входит приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям страны, республики (прививается интерес к языку и культуре своего народа через экскурсии по родному поселку, по родному краю – с помощью фотографий, посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских и якутских народных сказок и сказок народов Севера, чтение художественной литературы, пение песен и т. д.).

- Гражданско-патриотический: беседы и непосредственно образовательная деятельность (НОД) на темы «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка»; знакомство с гербом, флагом родного поселка, республики Саха (Якутия, России;

- Героико-патриотический: тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества», «Наши земляки участники ВОВ»; беседы о Великой Отечественной войне, о памятниках Воинской славы родного поселка, г. Якутска, г. Москвы; рассказы пап и дедушек о службе в армии; пение песен военных лет, экскурсии в музей, высаживание цветов на клумбы детского сада;

- Спортивно-патриотический: участие в районных соревнованиях среди дошкольников «Мама, папа, я – спортивная семья», «Игры Боотуров»; в строевых смотрах приуроченных к празднику День защитника Отечества; встречи с ребятами выпускниками детского сада, достигшими хороших результатов в спорте. Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию. В нашей работе помогают:

-- семейные фотоальбомы, самодельные альбомы на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой поселок Зырянка», «Предприятия и учреждения нашего поселка», «Знаменитые земляки», «Спортсмены Верхнеколымского улуса»; картотеки стихов, песен о родном поселке (местных авторов, о семье, детском саде, о стране и т. д. ;

- тематическая папка «Мой край», карта и символика Республики Саха (Якутия) и района, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи, портрет президента;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные города России», «Предметы старины», «Русские и якутские народные костюмы», народные игрушки, дидактические игры;

- сказки (русские народные, якутские народные и других народностей, былины, предания, олонхо.

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Большой интерес у детей вызывает посещение Краеведческого музея, где для детей организуются тематические выставки. В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно - образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять не только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы.

В музее дети видят экспонаты «Якутского балагана»: печку-камелек, люльку, чугунок, утюг с углями и другие предметы быта. В комнате славы дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего поселка и района, например, Слепцов И. Г. - участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин нашего улуса (прадед одного из воспитанников). Здесь же дети сами могут ощутить себя солдатом, примерив каску, ремень и другие предметы тех лет. Так же дети узнают о трудовых и спортивных подвигах сельчан, например, о почетных жителях Зырянки, именем которых названы улицы нашего поселка. Расскажут ребятам и о спортсменах прославивших наш район на весь мир. Это вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.

В календарно - тематическом плане по патриотическому воспитанию старших дошкольников предусмотрены следующие темы: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «День Матери РС (Я)», «Моя республика и поселок, в котором я живу», «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год», «Наша Родина - Россия», «Наши защитники»,«Очень я люблю маму милую свою», «Музей - детям», «Наши космонавты», «Земляки – участники ВОВ», «Этот День Победы», «День семьи». Работа по каждой теме проводится в виде проекте, куда входят непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с малой Родиной.

№ Тема Старшая группа Подготовительная группа

1 Я и моя семья. Понятия «семья», «родной дом». Семья - группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость». Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо.

2 Поселок Зырянка, Верхнеколымский район.

Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного поселка. Исторические здания родного поселка. Символика района. Культурно - историческое наследие родного поселка. Главная улица п. Зырянка. Река Колыма, Верхнеколымский район, их современное и старинное название.

3 Природа родного края.

Растительный и животный мир Верхнеколымского улуса. Красная книга Республики Саха (Якутия). Охрана природы. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта.

4 Зырянка - центр промышленного района. Зырянский угольный разрез: п. Угольное центр добычи каменного угля. Колымская судоходная компания: речники Колымы, вывоз угля в соседние улусы и доставка продовольствия, промышленного товара.

5 Быт, традиции.

Функциональное предназначение предметов якутского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в республике, традиционные праздничные блюда.

6 Русский, якутский народные костюмы

Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков. Особенности русского и якутского народных костюмов. Женский и мужской костюмы. Современный костюм.

7 Народные игры и игрушки.

Народные игрушки, куклы (матрешка, кукла-скатка, деревянные и глиняные игрушки). Народные обрядовые игры. Разучивание считалок, слов к играм. Якутские настольные игры (хаамыска, хабылык).

Старинные и современные народные игры (игры предков).

8 Земляки, прославившие наш район. Понятие «земляки». Писатели, поэты и художники. Основоположники угольного производства. Верхнеколымчане – ветераны Великой отечественной войны. Наши современники - земляки, прославившие наш район.

Календарно-тематический план работы по патриотическому воспитанию в старшей группе.

Месяц Тема проекта Содержание проекта Наименование мероприятия Ответственные

Сентябрь

«Моя семья». Непосредственно образовательная деятельность. «Что такое «родня»

(рассказы детей о членах семьи и доме, в котором живут; чтение заранее приготовленных стихов о сестренке, братишке, маме, папе и т. д.). Воспитатель группы, родители.

Беседа. «Семейные обычаи народа Саха» (пословицы и поговорки о семье). Воспитатель группы.

Фото - выставка, беседа. «Как мы отдыхали летом» (совместные работы детей и родителей). Воспитатель группы, родители.

Спортивный праздник.

«Мама, папа, я - дружная семья». Воспитатель группы, инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель.

Октябрь

«Мой детский сад».

День Матери РС (Я)». Беседа. Экскурсия по детскому саду. «Важность профессий людей работающих в детском саду». Воспитатель группы.

Пение песен и чтение стихов о детском саде. «Детский сад у нас хорош…». Воспитатель группы,

музыкальный руководитель.

Выставка детских рисунков. «Мой любимый детский сад», «Мое любимое занятие». Воспитатель группы.

Совместный праздник с мамами. «Маме посвящаю».

Воспитатель группы,

музыкальный руководитель.

Выставка детских рисунков. «Портрет любимой мамочки». Изготовление поздравительных открыток мамам.

Выставка поделок. «Моя мама мастерица».

Ноябрь

«Моя республика и поселок, в котором живу». «Экскурсия-презентация» по г. Якутску, родному поселку. Достопримечательности столицы республики, поселка Зырянка. Воспитатель группы.

Экскурсия в детскую библиотеку. «Мой родной поселок». Воспитатель группы.

НОД (музыкальное). Прослушивание песен о г. Якутске, п. Зырянке (местных авторов). Воспитатель группы,

музыкальный руководитель.

Рассматривание фотографий. Изготовление альбома «Моя любимая Зырянка». Воспитатель группы.

Декабрь

«Я и моё имя».

«Права ребенка».

«Новый год». Беседа.

«Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково». Воспитатель группы.

Беседа. «Что означают наши имена?» Совместное изготовление буклетов родителями с детьми о значении имени ребенка. Воспитатель группы, родители.

НОД. «12 декабря – День Конституции», «Декларация о правах ребенка». Воспитатель группы.

НОД. «Встреча Нового года на Руси и других странах». Воспитатель группы.

Продуктивная деятельность. Изготовление открыток с Новогодними поздравлениями сотрудникам детского сада и родителям. Воспитатель группы.

Воспитатель группы, музыкальный руководитель.

Ручной труд. Выставка поделок: «Символ Нового года».

Праздник. «Волшебный праздник Новый год».

Январь

«Наша Родина – Россия (Якутия)». Развлечение. Зимние игры и забавы. Воспитатель группы,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре.

НОД.

Русские народные праздники «Новогодние святки», «Рождество». Танха (якутские гадания). Пение песен, колядок, закличек. Воспитатель группы, родители,

музыкальный руководитель.

Развлечение. «Праздник зимних именинников группы». Воспитатель группы, родители.

Февраль

«Москва – главный город нашей Родины». Якутск – столица РС (Я).

«Наши защитники». НОД «Москва – столица Родины». «История возникновения Якутска». Воспитатель группы.

Беседа. «Наши защитники». Богатыри земли Русской, Олонхо. Воспитатель группы.

Художественное творчество.

Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитника Отечества». Воспитатель группы.

Развлечение.

Спортивное соревнование. «Будем в Армии служить» стихи, песни для пап и дедушек.

«Папа и я, лучшие друзья». Воспитатель группы,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре.

Фотовыставка – коллаж. «Наши будущие защитники». Воспитатель группы.

Встреча с интересным человеком. Мастера спорта района. Воспитатель группы, инструктор по физической культуре.

Март

«Моя мама - лучшая на свете».

Беседа. Беседа о мамах. Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков ко дню 8 Марта Воспитатель группы

Музыкальный руководитель

Составление рассказов. «За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю». Воспитатель группы

Художественное творчество. Портрет «Моя мама». Воспитатель группы.

Чтение художественной литературы. Пословицы поговорки о матери. Воспитатель группы

Развлечение. «Праздник мам» - стихи и песни для любимых мам. Воспитатель группы,

музыкальный руководитель.

Фотовыставка. «Мамины помощники». Воспитатель группы.

Апрель

«Наши космонавты» Рассказ – беседа. «Космос и космонавты». Воспитатель группы.

НОД с показом презентации. «В космосе так здорово». Воспитатель группы.

Художественное творчество. «Этот загадочный космос». Воспитатель группы.

Развлечение. «Мы - космонавты». Воспитатель группы,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре.

Трудовая деятельность. Посадка семян на рассаду. Воспитатель группы.

Май

«Этот день Победы». Беседа. «Великая Отечественная война». Просмотр документальной хроники о ВОВ. Воспитатель группы.

НОД. «День Победы». «Военные фотокорреспонденты». Воспитатель группы.

Просмотр фотографий. «Эти фотографии о ВОВ для будущих поколений.». Воспитатель группы.

Экскурсия в краеведческий музей. «Стенд славы. Земляки участники ВОВ». Воспитатель группы.

Художественное творчество. Изготовление праздничных открыток для ветеранов. Воспитатель группы.

Труд Праздник.

«Мы помним, гордимся, благодарим». Воспитатель группы, музыкальный руководитель.

Трудовая деятельность. Высаживание цветов на клумбы детского сада с участием родителей. Воспитатель группы, родители.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского и якутского народа, уважительное отношение к человеку и результатам его труда, к интересам товарищей, укрепилось чувство любви к родному дому, семье. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у детей эмоции, заставляющие сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к родному поселку, народу. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, ее символику, ее природу, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину (республику, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

Список используемой литературы:

1. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину АРКТИ, 2003г.

2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020г.».

3. Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.

5. Петрова В. М., Сергеева Е. М., Трофимова Ю. И. Программа обучения русскоязычных детей разговорному якутскому языку.

6. Винокурова М. П. Рабочая программа обучения разговорного якутского языка и национальной культуры в детском саду МБОУ ЗСОШ.

7. Аммосова Е. Е. Ремесла предков. Вчера и сегодня, 2006г.

8. Оконешникова А. П. Загадки и пословицы, 2002г.

9. Винокурова С. И. Сборник стихов.

10. Одорусова П. П. Сборник стихов.

11. Васильев П. К., Охлопков М. К. Сахалыы оонньуулар.

12. Хрестоматия для дошкольников.

13. Емельянов Н. В. Пословицы и поговорки. Слово меткое - стрела острая, 2012г.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи:.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников " Патриотическое воспитание дошкольников " Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье,.

Образовательный проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Образовательный проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Разработчик: Андрющенко Наталья Валентиновна воспитатель.

Фотоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогами. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы.

Патриотическое воспитание дошкольников Одним из направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. В «Концепции.

Фотоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников. Праздник к 23 февраля»Фотоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников. Праздник к 23 февраля» Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник! Праздник мальчиков и пап! Всех военных поздравляет Наш весёлый детский сад! Основная цель.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Подготовила Абдурагимова З. И. Консультация. Как у маленького деревца, поднявшегося над.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 16:36
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Апрель 26 занятие День экологических знаний – праздник посвящения в юные экологи» Цель. Подведение итогов экологической работы 27 занятие «Воздух вокруг...
Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...