МААМ-картинки

Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений

Елена Кононова
Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений

«Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений». Из опыта совместной работы музыкального руководителя и социального педагога.

1

Публикация «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений» размещена в разделах

Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов. Глубина осмысления текста зависит от точности и яркости воссозданных образов. А яркость создаваемого образа зависит от силы впечатления от прочитанного. Музыка и слово – средства восприятия, их объединяет интонация. Музыка – искусство интонации. Драматизация – тоже средство творческого восприятия, но и интерпретации литературного произведения. От глубины восприятия зависит успех драматизации.

Детей двух групп (старшая и смешанная средняя – старшая) познакомили со сказкой В. Г. Сутеева «Разные колеса». С детьми первой группы было проведено комплексное музыкальное занятие с рисованием. Затем детей обеих групп познакомили со сценарием музыкальной сказки «Четыре разных колеса» и с музыкой к ней. Затем был поставлен музыкальный спектакль «Четыре разных колеса». С детьми вновь были проведены комплексные музыкальные занятия с рисованием с целью выявления глубины осмысления рассказа и спектакля.

1 группа детей:

Дети рисовали до работы над спектаклем.

Возраст: 6 лет

Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Так как сказка небольшая по объему и содержанию, то никаких уточняющих вопросов детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были короткими, эмоционально спокойными.

2 группа детей:

Дети рисовали на следующий день после выступления в спектакле.

Возраст: 5-6 лет

Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им были предложены вопросы по спектаклю, который они поставили по этой сказке и который был ими представлен накануне.

1. Мы поставили спектакль точно по сказке или изменили сказку?

Ответ: изменили

2. Чем спектакль отличается от сказки?

Ответы: Мышка вместо мухи. У героев были помощники: другие ежи, лягушки, петушки.

Детям предложили вспомнить танцы из спектакля (Танец лягушек, танец ежей, танец петухов)

Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Никаких уточняющих вопросов по содержанию или героям детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были эмоционально насыщенными, яркими. У педагогов появилось опасение, что для претворения замысла у детей может не хватить возможностей (навыков)

1 группа детей: (после того, как они также подготовили спектакль и выступили в нем)

Детям вновь предложили нарисовать по сказке и спектаклю. В рисунках появились изображения колес, телеги. Три ребенка, исполнявшие в спектакле танец с листьями, изобразили осенний лес.

Анализ работ показал:

1. Дети первой группы изобразили на своих рисунках понравившегося героя, но чаще не себя. Всего несколько работ, где ребенок исполнявший, например, роль ежа, нарисовал ежей. Это характерно и для второй группы детей.

2. В большинстве работ детей первой герой изображен один. Всего в нескольких работах изображены петушок и ежик, петушок и лягушка, ежик и лягушка.

3. В двух работах детей первой группы есть изображение телеги.

4. Изображение колес в рисунках детей первой группы отсутствует.

5. Дети второй группы в большинстве случаев изображали героя с помощниками (три ежа, три лягушки, 2 петушка)

6. Дети второй группы старались показать героя в движении (в танце) Например: ежи с колючками вверх и ежи с колючками вниз, как бы переворачивающиеся.

7. На многих рисунках детей второй группы присутствует телега.

8. Изображение колес присутствует в большинстве рисунков детей второй группы.

9. Ни в первой, ни во второй группе не было рисунков, очеловечивающих героев (лягушка в переднике, ежик в рубахе и т. д.)

Вывод:

1. Участие в спектакле помогло детям более полно понять содержание сказки и ее смысл (В рисунках стали появляться изображения колес, телеги)

2. У детей, рисовавших после спектакля, возникли более яркие образы, которые они пытались воплотить в рисунке. («Нарисую много лягушек, целый хоровод»)

2

Так как возникшие под влиянием спектакля яркие образы не все дети смогли выразить в рисунках из-за недостатка необходимых навыков и умений в связи с возрастом, было решено привлечь родителей.

Педагоги и родители должны были помочь детям выразить в рисунках образы, возникшие у них после прочтения художественного произведения.

Возникновению образов должны были помочь музыка и иллюстрации художников к произведению. Выбор пал на «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина и музыку Н. Римского – Корсакова. Выбор определялся тем, что если родители дома вместе с детьми посмотрят мультипликационный фильм или художественный фильм «Сказка о царе Салтане», то музыка в обоих фильмах звучит Римского – Корсакова.

Была разработана и применена педагогическая технология на основе материалов А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений».

Материалами для первичной диагностики послужили результаты комплексных занятий.

Технология осуществлялась в 3 этапа.

1 этап. Подготовительный:

Цель:

Активизация процесса художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

(Портреты Пушкина и Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке, беседы о поэте и композиторе, о знакомых произведениях и т. д.)

2 этап.

Цель:

Организация процесса восприятия литературного произведения с использованием музыки.

Детям в ДОУ была прочитана «Сказка о царе Салтане». Их познакомили с музыкой Римского-Корсакова. («Три чуда». «Полет шмеля»)

3 этап:

Цель:

Подготовка родителей к совместной деятельности с детьми.

Цель:

Выразить в рисунке образы и понимание сказки.

Были проведены для родителей:

1. Музыкальная гостиная по музыке Н. Римского – Корсакова

2. Консультация по выполнению совместных работ

В ходе консультации были даны рекомендации по просмотру мультфильма и беседе по его содержанию, а также рекомендации по выполнению совместной работы.

Необходимо отметить, что родители приняли активное участие. Большим стимулом стало намерение представить работы в виде выставки.

Оформлением выставки занимались не только педагоги, но и родители так же внесли свой посильный вклад (подготовили место для выставки, оформили свою работу)

Педагоги вместе с детьми развесили работы, при этом рассматривали и беседовали о каждой из них, выражая свое восхищение и радость, побуждая детей гордиться собой и своей семьей.

Выставка является итоговой диагностикой.

Цель итоговой диагностики:

Изучить особенности восприятия и понимания детьми «Сказки о царе Салтане»

Анализ работ показал:

1. У детей возникли яркие образы, которые они смогли воплотить в работе с помощью родителей, следовательно, и глубина осмысления текста сказки детьми достаточно высока.

2. В большинстве работ нашли отражение эпизоды сказки, подкрепленные музыкальными переживаниями.

3. Во всех работах видны эмоциональное отношение детей к героям сказки, понимание содержания произведения, понимание характера героев.

Вывод:

Использование музыки развивает художественное восприятие литературных произведений у дошкольников.

Публикации по теме:

Творчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыкуТворчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыку Пояснительная записка Музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца. Подобно дождю, она капля за каплей, просачивается в сердце.

Воспитание любви к Родине с помощью литературных произведений Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень.

Картотека литературных произведений для детей по ПДД .3 часть Я. Пишумов «Песенка о правилах» Везде и всюду правила Их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс.

Конспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группыКонспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группы «В МИРЕ МУЗЫКИ» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети вбегают в зал под музыку «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» П. И. ЧАЙКОВСКОГО. М. Р. Ребята, я очень рада встречи с вами. Посмотрите.

Квест как новая педагогическая технология в ДОУ В наше время образовательная система ДОУ обогащается современными технологиями, формами, методами и приемами взаимодействия с дошкольниками,.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ Алекберова Т. И. старший воспитатель МАДОУ №161 «Ёлочка» Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Фотоотчет «Педагогическая технология «Клубный час»Фотоотчет «Педагогическая технология «Клубный час» Клубный час- это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Опыт использования.

Педагогическая технология «Клубный час» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области Педагогическая.

Педагогическая технология в ДОУ «Клубный час» Педагогическая технология в ДОУ - «Клубный час» Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 17:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД