Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста

Елена Дегтярева
Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста

Аннотация

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Для решения задач речевого развития был разработан проект по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Ловкие пальчики»

Данный проект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.

Тема проекта

Развитие мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Ловкие пальчики»

Тип проекта

Познавательно-игровой.

Вид проекта

Практический

Групповой;

Долгосрочный.

Участники проекта

Дети второй группы раннего возраста, воспитатель группы,, родители воспитанников.

Возраст детей: 2-3 года

Актуальность

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Занятия по данной теме проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

Цель проекта

Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через использование разнообразных игр, методов и приемов.

Задачи проекта

1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

2. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

3 Формировать умение договаривать строки стихотворения, умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх;

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми,интерес к художественной литературе.

Основные виды детской деятельности

Игровая, совместная со взрослыми, практическая.

Формы работы

- Совместная деятельность

- Проведение ООД

- Консультативная работа

- Анкетирование

Методы и приемы используемые в работе

- Заучивание потешек, стихов;

- Нетрадиционные формы рисования;

- Лепка, аппликация;

- Массаж пальцев и кистей рук;

- Пальчиковый театр;

- Дидактические игры;

- Пальчиковые игры.

Результативность:

Для детей:

Проявят интерес к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм. Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной. Увеличится речевая активность детей в различных видах деятельности.

Для педагогов:

Продолжение освоение метода проектирования, развивать творческое мышление.

Для родителей:

Родители станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми. Получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома.

Диагностический инструментарий

Диагностика в конце года

Содержание проекта

Подготовительный этап (сентябрь 2018г.)

Во время создания проекта был систематизирован изученный материал, подобраны занятия в соответствии с возрастом детей и с учетом возрастных особенностей. Разработан перспективный план (приложение 1) по использованию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста. Оформлен наглядно-дидактический материал для организации и проведения занятий. Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме развитие мелкой моторики было проведено анкетирование. В проект включена работа с родителями, где основной целью является приобщение родителей к тесному сотрудничеству с детским садом.

Основной этап (октябрь 2018- апрель 2019)

Календарно-тематический план

Этап Срок Содержание работы

О

С

Н

О

В

Н

О

Й октябрь. Пальчиковая гимнастика «Пальчики» ,«Моя семья», «Кошка и мышка», «Сорока». Знакомство с мячиком «СуДжок». Рисование Карандашами «Травка»• Выкладывание картинок из счетных палочек Знакомство с мозаикой. Игры с мозаикой. Лепка «Бусы для мамы» отщипывание, скатывание. Игры с кинетическим песком. Рисование пальчиками гуашью «Солнышко» Массаж рук с помощью подручных предметов; массажного шарика «СуДжок» .Пальчиковый театр «Теремок». Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Ноябрь Д/И «Волшебный мешочек», Игры со шнуровкой, Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух». Игра «Поймай рыбку». Рисование ватными палочками «Осеннее дерево». Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Замок»,

«Дождик». Игра с кинетическим песком «Найди сюрприз». Лепка «Угощение для куклы». Игра с крупой «Перенеси из одной миски в другую». Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок». Консультация для родителей «Ловкие пальчики - правильная речь»

М/К для родителей совместно с детьми «Развитие мелкой моторики детей».Создание буклета «Пальчиковые игры»

Беседа с родителями о правильном проведении дома пальчиковых игр

декабрь Аппликация с крупой "Елочка", Пальчиковый театр «Зайкина избушка». Игры с прищепками «Тучка» .Пальчиковая гимнастика «Капуста», «У оленя дом большой», «Сорока»,«Замок».Игры со счтными палочками- Построение дорожки и забора. Знакомство с фасолью белого и красного цвета, игра разложи фасоль по цвету. Рисование пальчиками «Бусы для мамы». Игра с напольной мозайкой. Игра «Волшебные палочки» одевание резинок на палочки по цвету. Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок»

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика»

Январь Пальчиковое рисование «Корм для птиц» .Игры с водой «Достань, что скажу». Игры с прищепками «Солнышко». Пальчиковая гимнастика «Улитка» «Рыбка»,«Капуста». Лепка «Снег идет» сдавливание, надавливание. Игра с пуговицами разными по размеру, раскладывание в стаканчики. Рисование ватными палочками «Елочка красавица». Построение из пальчиков фигур «Домик, очки». Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок». Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей• раннего возраста»

Февраль Знакомство с замками и пуговицами. Застгивание и расстгивание замков и пуговиц.

Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Цепочка»,«Пальчики»,«Рыбка».Игра «Бусы» Нанизывание бусин на шнурок. Рисование кистью «Солнышко». Лепка «Шла собака через мост» раскатывание. Игры с прищепками. Рисование на манке. Аппликация с пшеном «Цветочек». Работа со счтными палочками. Построение снежинки, лесенки. Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок». Рисование пальчиками. «Полосатый коврик». создание буклета «Играем пальчики развиваем»

Участие родителей в изготовлении игр для развития мелкой моторики

Март Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Шарик»,«Апельсин»,«Кошка и мышка», Ирга «Бусы» .Нанизывание бусин на шнурок. Игры с вкладышами. Лепка «Цветы» отщипывание, скатывание, надавливание. игры со шнуровками. Игры с пуговицами «Ежик с яблоками». Лепка «Дождик» размазывание. Работа с нитками. Наматывание на катушку. Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок». Домашнее задание родителям- Выставки работ детей из пластилина

Апрель Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Мы капусту»,«Пальчик - мальчик»,«У оленя дом большой». Игры с конструктором. Рисование кистью через трафарет «Пасхальное яицо». Д/и «Волшебный мешочек». Игры в сухом бассейне «Достань, что скажу». Массаж рук с помощью массажного шарика «СуДжок». Домашнее задание родителям нарисовать пальчиком рисунок для выставки.

Заключительный этап (май 2019)

Выставка совместного творчества родителей и детей «Веселые перчатки»

Плакат «Мы на месте не сидим все на свете знать хотим». Диагностика детей. Подведение итога проекта.

Дальнейшее развитие проекта

Проект может быть рекомендован для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям детей дошкольного возраста.

Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста
Публикации по теме:

Конспект НОД «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук. Воспитатель собирает детей около себя: -Дети, посмотрите.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес» Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес». Светлана Рысикова Цель:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки» Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки». Виды детской деятельности: игровая, изобразительная,.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки» Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки» Подготовила: Постникова Надежда Викторовна. Конспект.

Педагогический проект «Ловкие пальчики» Пояснительная записка С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Дружные пальчики» Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Дружные пальчики» Актуальность. Очень важно уже в раннем возрасте.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 17:58
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста
Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и...
Развлечение — «праздник цветов». Конспект проведения развлечения с детьми 3–5 лет
Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть белым, а может быть красным, Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом....
Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...