Снежана Евгеньевна Цыганова
Конспект урока с обучающимися 1 класса (баян) «Первые шаги в освоении инструмента» ДМШ
▼ Скачать + Заказать документы
Урок с учащимся 1 класса (баян) дополнительной общеразвивающей образовательной программы «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (баян)» Сергеев Кирилл (7 лет)
Цель урока : Улучшение формирования основных навыков игры на баяне на начальном этапе обучения.
Тип урока : Урок приобретения знаний, выработки умений и навыков.
Задачи урока :
Образовательные:
• Знакомство с инструментом;
Публикация «Конспект урока с обучающимися 1 класса (баян) „Первые шаги в освоении инструмента“ ДМШ» размещена в разделах
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Работа над посадкой и постановкой рук;
• Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся;
• Использование выразительных средств музыкального языка и технических приемов для создания художественных образов. Развивающие:
• Умение контролировать работу рук в рациональной постановке;
• Развивать умение самостоятельно работать;
• Умение анализировать;
• Психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
• Воспитывать умение у обучаемого работать творчески в решении технических задач.
• Воспитывать внимание, целеустремленность во владении навыков игры на инструменте.
• Активизация творческих способностей.
• Умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
• наглядный (практический показ);
• словесный (объяснение, беседа);
• импровизационный
Средства обучения :
• музыкальный инструмент (баян);
• Компьютер с выходом в интернет;
Педагогические технологии:
• игровая технология;
• здоровье сберегающая технология;
• личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
ПЛАН УРОКА
Вводная часть урока (5 мин.)
Обозначение темы и цели урока;
Организация приготовления к уроку : посадка и постановка рук;
Беседа о значении образного мышления на уроках специальности на начальном этапе обучения.
Подготовительная часть урока (5 мин.)
Разыгрывание (исполнение учащимся его любимого или наиболее легкого произведений).
Основная часть урока (25 мин.)
1) Знакомство с начальными музыкальными понятиями об исполнительстве на инструменте. -10 минут.
2)Упражнения на освобождение руки корпуса от зажатости и для правильной постановки рук. - 3минут.
3)Работа над пьесами- 10 минут
4)Физкультминутка между пьесами-2 минуты
Заключительная часть урока (5 мин.)
1) Игра в ансамбле с учителем- 5 минут
КОНСПЕКТ УРОКА
Вводная часть урока
Каждый ребенок развивается индивидуально. Иногда нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к конкретному ребенку, заново осмыслить и по-другому преподнести нужный материал. Каждый ребенок по-своему талантлив. Конечно, не каждый сможет стать профессиональным музыкантом, но полюбить свой инструмент и научиться слушать, понимать и исполнять музыку может научиться каждый на своем уровне.
Тема урока звучит так : «Первые шаги в освоении инструмента» ,а целью урока является : «Улучшение формирования основных навыков игры на баяне на начальном этапе обучения»
Наверно всем, кто когда-либо обучался музыке, запомнился первый урок. Мне он запомнился. Это говорит о том, что 1-ое занятие оставляет яркое впечатление и дает залог характера дальнейшей увлеченности в исполнительстве на инструменте.
Я предлагаю к вниманию текст, который поможет учителю начать с ребенком занятия по специальности:
«Встреча с удивительным миром музыки – всегда радость. Играя на инструменте, ты узнаешь много нового и интересного. Шаг за шагом, постепенно изучишь «музыкальные буквы»- ноты, освоишь нотную грамоту, научишься исполнять мелодии на слух и по нотам.
На уроках ты познакомишься со стихами, их желательно запоминать наизусть, как и правила. Будешь играть не только сам, но и в ансамбле с учителем. Ты станешь более чутким, честным, справедливым, умным и самостоятельным.
Очень скоро ты войдешь в большую, дружную семью музыкантов и выступая на концерте, будешь дарить окружающим красоту.
И сегодня на первых уроках скажешь ты : «Я труда не боюсь, я, конечно пока не волшебник, ведь, я музыке только учусь!»
Очень важное значение на уроках специальности на начальном этапе обучения и всегда имеет работа над посадкой и постановкой рук.
Цель: не помешать правильному развитию координации и свободы движения рук, развитию техники учащегося. Спина прямая. Ноги упираются прямо в пол под прямым углом, левая нога выдвинута немного вперед. Плечи опущены. Правая рука находится на клавиатуре, пальцы не давят на нее. Пальцы полусогнуты и своими подушечками сцеплены с клавишами. При этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой. Форма купола сохраняется благодаря 1 и 5пальцам, на которых держится конструкция. Для сохранения купола хорошо в классе иметь маленький мяч и играть в него во время физкультминутки.
Левая рука под ремнем находится на левой клавиатуре в районе ноты
«До».
Необходимо обеспечить сцепление подушечек с клавишами в правой руке и с кнопочками в левой руке. Пальцы всегда смотрят в клавиши и кнопочки. Переступая по клавиатуре, пальцы ведут руку.
О значении образного мышления можно говорить долго. Оно будит в ребенке интерес к исполнительству на инструменте и является важным не только на начальном этапе обучения, но и в период всего учебного процесса.
Мы можем видеть, как сильно увлекается ребенок на уроке, когда он погружается в сказку или вовлекается в инсценировку, в которой он участвует, исполняя какую-нибудь роль. Также ребенку нравиться, когда учитель на уроке показывает ему картины, читает стихи, дает прослушать исполнение музыкальных произведений. Богатый иллюстративный материал помогает учащемуся входить в мир музыки с увлечением и радостью. А когда интересно ученику, то легко работать и учителю.
Подготовительная часть урока
Для разыгрывания ученик исполняет пьесу, в которой чувствует себя уверенно: детская песня «Петя- булочник».
Знакомство с начальными музыкальными понятиями лучше начать с рассказа о составных частях баяна, аккордеона с показом рисунка. Учитель показывает на рисунке, а ученик на инструменте.
Далее следует нотная грамота: «Ноты – это музыкальные знаки, как буквы в словах». (показ нот на нотоносце)
Кто играет и поет,
Знает в музыке семь нот. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Ноты вслух произнеси.
Нота изображается в виде овала – полого или заштрихованного: овал головка, штиль, палочка приставляется к головке ноты. (показ)
Нотной азбуки король,
называется КЛЮЧ СОЛЬ,
От других ключей отличный,
Вот такой он, КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ. (показ)
Пять линеек образуют нотный стан или нотоносец (показ пяти линеечек с нумерацией.)
Ноты пишутся: на линейках, между линейками, под первой линейкой, над пятой линейкой, на верхних добавочных линейках, на нижних добавочных линейках. (показ)
ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ
Вот так дружная семейка
– Разлучить ее посмейка!
Пять друзей, пять ловких братцев
Будут здесь соревноваться (показ)
Первый палец вот такой
– Хоть короткий, но
большой,
– А ВТОРОЙ – внимательный,
Палец указательный.
Самый сильный палец средний,
На руке он палец ТРЕТИЙ.
Вот четвертый палец – странный,
Потому что безымянный.
А мизинец, палец пятый,
Любит братцев догонять.
Научу я всю семейку
Замечательно играть!
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОПИСИ
Допиши строку: ноты на линейках. (показ)
Ноты между линейками.
Ноты под первой и над пятой линейками.
Головка скрипичного ключа. (показ)
Музыкальные звуки бывают: высокие и низкие, длинные и короткие, громкие и тихие.
Тембр - это окраска звука.
На добавочной линейке,
На коротенькой скамейке восседает нота ДО,
Не мешает ей никто.
А под первою линейкой
Рядом РЕ всегда сидит,
Ест конфеты и печенья,
Растолстела и ворчит.
Видишь первую линейку,
МИ стоит, как на ступеньке, Нотки в гости приглашает, Всех соседей угощает.
Между первой и второй ФА застряла с головой,
Очень тесно ей бедняжке
И вздыхает нотка тяжко.
На второй линейке СОЛЬ
На обед жует фасоль, Посыпает густо солью,
От того зовется СОЛЬ.
Между третьей и второй Нотка ЛЯ у нас живет
Голос звонкий, озорной, Целый день она поет.
Вот на третьей на линейке Громко плачет нота СИ.
А о чем она рыдает,
Лучше у нее спроси.
По ступенькам, по линейкам прогулялись мы на славу,
И про ноты все узнали,
И про первую октаву. (показ)
О КЛАВИШАХ
Клавиш много – черных, белых,
Как красив их стройный ряд!
Прикоснись к ним пальцем смело,
Сразу громко зазвучат.
Как две черных ты нажмешь,
То над ними ДО найдешь,
РЕ тихонечко нажми,
И за ней найдешь ты МИ.
Повнимательней смотри:
Видишь белых клавиш три?
Три подружки- ФА,СОЛЬ,ЛЯ
Напевают «Тра-ля-ля!»
Наконец дошли до СИ
Получился ЗВУКОРЯД.
А теперь произнеси
Эти ноты все подряд: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
И от нижней ДО до верхней
Прошагали мы не мало,
Белых семь и черных пять
Все войдут в одну октаву.