Папки-передвижки

Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ирина Якушева
Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день дети с интеллектуальными и речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение познавательной деятельности является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Именно сенсорное и речевое развитие являются фундаментом умственного развития ребёнка.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Сегодня стоит вопрос о применении метопредметного подхода как наиболее эффективного способа организации педагогического процесса, позволяющего развивать познавательную, эмоциональную, практическую сферы личности ребёнка.

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для нашего дошкольного учреждения.

Дети такой «группы» с первых месяцев жизни отстают в психомоторном развитии. Характерны ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, наличие аффектов, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес. Решение такой задачи как: «Охрана, укрепление психического и физического развития детей и их эмоционального благополучия» является приоритетной, основополагающей при работе с данной категорией детей.

Песочная терапия используется для коррегирования психических отклонений и при этом она оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Известны работы В. М. Бехтерева (русский невролог, психиатр и психолог) в этой области.

В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы, расширяется словарный запас, дифференцируются и автоматизируются звуки.

Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, позволяет использовать песочницу, начиная уже с трех лет. Игры на песке - это естественная деятельность ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, осуществлять системно - деятельностный подход на этой основе. Данная техника, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и подгрупповых или же на фронтальных занятиях.

Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через игры с песком, рисование на песке и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию качественной подготовки детей к школьному обучению.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Принцип «терапия песком» был предложен К. Г. Юнгом (швейцарский психолог и философ). Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение. Человек выступает в песочнице как созидатель. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности :

- игры с песком имеют определё нное функциональное значение: мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер;

- игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений;

- игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения.

В играх с песком существуют определенные правила, формируется умение работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану.

- данные игры влияют на психическое развитие ребёнка. Играя, мы развиваем речь, память, воображение, внимание, мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаются коммуникативные навыки.

Игры с песком разнообразны:

- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, города, страны и т. д. ;

- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Нами были апробированы следующие методы и приёмы используемые в песочнице :

-дискуссии;

-беседы;

-игры – коммуникации;

-познавательные игры;

-рисование песком;

-элементы сказкотерапии;

-музыкальное сопровождение;

-ролевые игры;

-элементы психогимнастики;

-работа в паре;

-проблемные ситуации;

-игры – путешествия;

-опыты с песком.

Благодаря командной работе специалистов и воспитателей через игры с песком успешно решаются следующие коррекционно – развивающие и воспитательные задачи:

- формирование у детей чувства прекрасного;

- формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, содействие умению разворачивать разные сюжеты, устанавливать и выполнять правила совместной деятельности, вести ролевой диалог, развитие умения действовать по инструкции взрослого сверстника;

- коррекция эмоционально-волевых нарушений, воспитание доброты, бережного отношения ко всему живому;

- создание условий для развития речи : активизации словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи;

- развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления;

- формирование сенсорных эталонов - цвета, формы, размеров, пропорций;

- коррекция пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки, обучение специальным движениям (технике игр и рисованию на песке);

- развитие умения адаптироваться в меняющихся условиях, активизация исследовательского интереса.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность. Ошибки на песке исправит проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным!

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Через игру дети познают то, что находится рядом с ними: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, профессии, транспорт, населенные пункты (поселки, города). Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. Например: из песка делают горы. Ставят веточки деревьев, изображая лес. Расставляя фигурки животных, рассказывают какие птицы, и животные там живут. Копая реки, моря закрепляют их названия, правильное произношение.

Для совершенствования позитивной коммуникации и развития речи, памяти, мышления в играх с песком используем камешки, гальку, природный и бросовый материал.

Движение пальчиков рук тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идёт параллельно, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие в школе дети могут столкнуться с трудностями при овладении навыками письма.

На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Мы включаем самые разные виды деятельности : рисуем сюжет любимого стихотворения, рисуем или строим с помощью разных мелких предметов дорожки от домиков животных друг к другу, украшаем камушками «тортик», разыскиваем потерянные сокровища…

Рисование за общим столом позволяет детям увидеть работы друг друга и высказать свои комментарии.

Рассказывая стихи руками с помощью песка, мы используем опорные рисунки для заучивания стихотворений. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому запоминание в основном носит непроизвольный характер, а зрительный образ сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающийся просмотром мнемотаблицы, затем рисунок на песке, позволяет детям значительно быстрее запомнить текст.

Наши коррекционно - развивающие занятия проходят в форме специально организованной игровой деятельности. Проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня как часть занятия. Чаще работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.

Песочница помогает всем детям самостоятельно открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике. Любой малыш является не пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему логопедом, а осваивает нормы речи в процессе деятельности, организуемой логопедом. Ведь наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Говоря о результативности данной работы, мы отметили качественные изменения в развитии связной речи, дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. У старших дошкольников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).

Мы убеждены в том, что с помощью игры с песком обучение детей идёт более эффективно, а воспитание естественно.

Литература:

1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск,2010. – 74с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,2000.- 50с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2013. - 96 с.

4. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

5. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – C. 18–22.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2023 в 14:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД