Получи документы

«По следам сказок», Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР

Татьяна Вишнякова
«По следам сказок», Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«По следам сказок»

(занятие по формированию лексико-грамматических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет)

Программное содержание:

1. Упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных и слов с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Обогащать словарь прилагательными путем подбора определений.

3. Активизировать в речи детей краткие прилагательные и использование простых предлогов.

4. Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Публикация «„По следам сказок“, Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах

5. Развивать психические процессы через вовлечение в работу всех анализаторов.

6. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, создавая положительный эмоциональный фон на занятии.

Ход занятия:

Вступительная часть.

Звучит музыка, дети заходят в кабинет и здороваются с гостями.

Логопед встречает детей со словами : - «Вы слышите, какая волшебная музыка звучит? Мне кажется, что с нами сегодня произойдёт что-то удивительное! Мы с вами отправимся в путешествие! Но сначала давайте возьмёмся за руки и скажем наши волшебные слова»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и вместе с педагогом говорят:

Будем вместе заниматься,

Будем вместе мы играть,

Будем вместе веселиться,

Сказки добрые читать.

Логопед : - Любите сказки? (Ответы детей). Ну что же, тогда пора в дорогу!

Логопед предлагает детям пройти к «Карте путешествий». Дети подходят к карте и садятся на ковёр полукругом.

Мобилизация внимания:

Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите ребята, как много разных стран на карте, а в этих странах живут разные народы (дети рассматривают карту) и, наверное, все очень любят сказки».

Логопед : -Ребята, а как вы думаете, все народы пишут сказки на одном языке, или на разных языках? (Ответы детей.)

Вот, например, японцы, на каком языке пишут свои сказки (ответы детей).

Логопед, задавая тот же вопрос, спрашивает про китайцев, французов, итальянцев, немцев и т. д. (Дети, отвечая, должны образовывать относительные прилагательные-

японцы пишут сказки на японском языке, китайцы на китайском языке и т. д.)

Логопед обращается к детям с вопросом: - «А на каком языке пишут свои сказки русские люди (Ответы детей).

Логопед : -Я предлагаю вам отправиться в путешествие по русским народным сказ-кам, но сначала вы должны мне сказать, что нам необходимо взять с собой (Дети называют разные вещи – бинокль, карту, компас и т. д.)

Основная часть.

Логопед : - Ребята, я не случайно взяла с собой в дорогу нашу волшебную корзинку. Здесь лежит всё необходимое. (Педагог достаёт из корзинки компас и показывает его детям.) Рассмотрев компас, дети проходят к столу.

Логопед : - Ребята, а компас то наш не совсем обычный, он сказочный. С его помощью, мы найдём дорогу в сказку. Сейчас мы только скажем волшебные слова, стрелочка компаса закрутится и покажет нам дорогу.

Педагог вместе с детьми произносит волшебные слова:

Стрелка, стрелочка, вертись,

Где-нибудь остановись,

Дай скорее нам подсказку,

Покажи дорогу в сказку.

Стрелочка не вертится (дети удивлены, а логопед говорит : - «Может наш сказочный компас, думает, что мы с вами сказок не знаем».

Логопед предлагает детям открыть записные книжки, и по значкам, которые там нарисованы вспомнить знакомые сказки, (каждая сказка в записной книжке как-то обозначена)

Рисунки-ассоциации помогают детям вспомнить сказки («Колобок», «Мороз-Ивано-вич», «По- щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка», и т. д.)

Логопед : - Ну вот, ребята, а компас нам дорогу показывать не хотел. Давайте, ещё раз попробуем произнести волшебные слова ( дети вместе с педагогом произносят слова: стрелка, стрелочка, вертись)

Стрелочка начинает вертеться и показывает детям дорогу в первую сказку.

Дети вместе с педагогом идут в том направлении, куда показывает стрелка компаса, и подходят к колодцу.

Логопед : - Ребята, вы догадываетесь в какую, сказку мы попали? (Дети говорят, что это сказка «Мороз-Иванович».) А вы помните, как Рукодельница попала к Морозу-Ивановичу? (Ответы детей).

Логопед : - А как же нам попасть в его владения?

Ребята ведь у нас с вами есть волшебная корзинка, а в ней волшебный платок.

Логопед показывает ребятам большой платок и говорит: - «Присядьте, ребята, а я накрою вас платком и посчитаю до трёх».

Дети приседают, а педагог накрывает их платком, произнося такие слова: - «Раз, два, три, нам платочек помоги!»

В это время педагог отодвигает ширму, за которой находится яблоня, и ставит ведро рядом с деревом, после чего, поднимает платок.

Логопед предлагает детям рассмотреть яблоню. Дети рассматривают дерево, трога-ют яблоки, затем садятся на скамеечку рядом с деревом.

Логопед : - Ребята, что-то Рукодельницы не видно, наверное, пошла, пирожок из печи вынимать, а ведёрко тут оставила. Давайте, поможем ей яблоки с яблоньки собрать.

Но яблонька так просто нам яблочки свои не отдаст, надо нам яблочки «похвалить» да сказать какие они хорошие. (Дети должны подобрать определения : румяные, наливные, вкусные, сладкие, сочные и т. д.)

Логопед предлагает детям вспомнить стихотворение про яблоко:

Вот так яблоко! Оно…

Соку спелого полно,

Так свежо, и так душисто,

Так румяно, золотисто.

Затем логопед предлагает заменить слово яблоко на слово яблоки или на слово яблоня, и прочесть получившийся вариант стихотворения.

Логопед : - Вот теперь яблонька отдаст нам свои яблоки. Подходите, ребята, сейчас будем брать по одному яблоку, и складывать их в ведёрко. ( Дети берут по одному яблоку и по очереди говорят: одно яблоко, два яблока…пять яблок)

Логопед предлагает оставить ведёрко с яблоками под яблоней и вернуться назад. Вновь накрывает ребят волшебным платком и произносит: - «Раз, два, три, нам вернуться помоги». Поднимает платок и предлагает подойти к столу, где лежит компас.

Логопед вместе с детьми произносят слова (стрелка, стрелочка, вертись, после чего компас показывает дорогу в другую сказку.

Дети и педагог идут туда, куда указывает стрелка компаса и попадают в сказку «Три медведя». (Рассматривание сюжета сказки на фланелеграфе)

Логопед обращается к детям с вопросом: - «В какую сказку мы попали? А вы, ничего не замечаете, необычного?» (Дети должны обратить внимание на то, что на столе стоит всего одна тарелка, лежит одна ложка, а возле стола стоит один стул.) Как же нам помочь медвежьему семейству и вернуть всё на свои места? Давайте заглянем в нашу корзинку. Логопед открывает корзинку и достаёт оттуда волшебную лампу.

Лампа устанавливается на подставку, а дети рассаживаются перед экраном, на который направлен свет от лампы. Логопед берёт с фланелеграфа тарелку и подносит близко к свету (тень получается большая, затем медленно отдаляет от света (тень становится сначала чуть меньше, а потом совсем маленькой). Затем уменьшаем ложку и стул. Во время того как логопед проделывает действия с лампой дети должны сказать какой предмет был и какой получился (большой стул, поменьше, самый маленький и наоборот – маленький, побольше, самый большой).

Логопед : Ребята, как можно сказать про большой предмет – стул, а про маленький – стульчик. Для кого, самые большие тарелка, ложка и стул, для кого поменьше, а для кого самые маленькие. (Ответы детей)

Логопед обращает внимание детей на заранее приготовленные детали для фланелеграфа, и просит расставить всё по своим местам. ( Дети говорят: стулья ставим к столу, тарелки ставим на стол, ложки кладём в тарелки).

Логопед : В этой сказке всё расставлено по своим местам. Можем отправляться дальше.

Логопед и дети обращаются со словами к компасу (стрелка, стрелочка, вертись). Стрелка компаса показывает дорогу в следующую сказку. Дети идут и видят реку, а в ней прорубь.

Логопед : - Что это, за сказка такая, куда это мы попали? (Дети угадывают сказку «По щучьему велению»)

Ребята заглядывают в прорубь, а там плавают разные рыбки. Педагог предлагает им немного отдохнуть и вспомнить игру с движениями «Рыбка».

Динамическая пауза.

Рыбка плавает в водице… (Нищева н. В.)

Логопед : - Ребята, что- то щуки не видно. Давайте её позовём.

Ну-ка щука, появись,

Да ребятам покажись.

Дети смотрят в воду, а тем временем педагог незаметно вытаскивает щуку.

Логопед : - Вот и щука появилась, попробуем её поймать, скорее давайте ведро. (Дети ловят ведром щуку.)

Логопед : - Помните ребята, как Емеля желания загадывал? Давайте и мы с вами желание загадаем. Все вместе скажем: по - щучьему велению, по-моему, хотению …

а желание, каждый загадайте своё, только вслух не говорите, а то не сбудется. Все загадали? А своё желание скажу вслух. Корзинка – то наша опустела, ничего в ней не осталось, обидно. По щучьему велению, по моему хотению появись в корзинке ещё одна сказка, а ты щука плыви к своим деткам.

Логопед предлагает детям пройти к столу и посмотреть, что появилось в корзинке.

Из потайных кармашков корзинки педагог достаёт заколдованные картинки и раздаёт их детям. Дети расколдовывают картинки и говорят, кого они расколдовали. (Я расколдовал волка, лису, медведя, зайца, колобка и т. д.)

Заключительная часть.

Логопед : - Мы расколдовали героев сказки (дети отвечают - Колобок). А у меня есть волшебный колокольчик, который нам поможет сказку оживить.

Колокольчик, зазвени,

Нашу сказку оживи.

В это время логопед включает видеозапись сказки «Колобок», где все роли играют сами же дети. Дети смотрят по телевизору сказку в своём исполнении, после чего отвечают на вопрос педагога.

Логопед : - Настя играла роль кого? -Максим играл роль кого? и т. д.

Вот теперь пришла пора на время расстаться со сказками, но мы расстаёмся с ними не надолго, только до следующего занятия. А сегодня я бы хотела поблагодарить вас за работу на занятии и угостить вас сказочными конфетами, а называются эти конфеты «Гуси- лебеди».

Поблагодарим друг друга. Педагог детям: Спасибо за занятие.

Дети педагогу: Спасибо за занятие.

Для проведения данного занятия использовались оригинальные дидактические пособия: «Волшебная корзинка», «Чудо-дерево», «Волшебная лампа».

Публикации по теме:

Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики 1. Части тела (лица)«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Блинчик», «Орехи» Развитие лексического запаса: Сущ. : части лица и тела.

Перспективное планирование работы по формированию словообразовательных навыков у детей с ЗПР Старшая группа 1период:(сентябрь, октябрь, ноябрь) Лексические темы: Осень”,”Овощи”“Части тела”, “Фрукты”, “Посуда”, “Продукты питания”.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«По следам сказок», Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
Опубликовано: 29 января 2015 в 16:27
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««По следам сказок», Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вишнякова (УИ 32348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД