МААМ-картинки

«Посеешь привычку — пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения

Светлана Градова
«Посеешь привычку — пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения
▼ Скачать + Заказать документы

«Посеешь привычку – пожнешь характер».

(Из опыта работы)

Еще А. С. Макаренко говорил, что нашей задачей является не только воспитание правильного, разумного отношения к вопросам поведения, но и воспитание нравственных привычек, когда человек поступает правильно не потому что сел и подумал, а потому что иначе не может, потому что он так привык.

Публикация «„Посеешь привычку — пожнешь характер“, Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения» размещена в разделах

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребенок усваивает прежде всего по подражанию). Накопление нравственных представлений происходит у маленького ребенка медленнее, чем внешних форм поведения. Это связано с конкретностью, образностью и действенностью мыслительных функций. Этим объясняется и то, что самые маленькие дети усваивают понятия «хорошо» и «плохо» по чисто внешним, зримым признакам: поздоровался, поблагодарил – поступил хорошо, замахнулся, не извинился – плохо.

Ребенок вырабатывает определенные привычки благодаря неоднократным повторениям одних и тех же действий, в результате у него складываются привычные формы поведения, которые накладывают отпечаток на весь его нравственный облик, на способы отношений со сверстниками, окружающими людьми Хорошие привычки помогают ему выглядеть воспитанным человеком.

Чтобы закрепить у детей приобретенные навыки и умения и выработать прочные положительные привычки, требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых дети могли бы изо дня в день тренироваться в правильных полезных действиях.

В воспитании детей пятого года жизни особое значение приобретает требовательность. У детей в средней группе проявляется уже сознательное отношение к окружающему миру и оценочное отношение к событиям, происходящим вокруг нас, но вместе с тем еще не всегда умеют отчленить положительный пример поведения от дурного, кое – что из того делают вопреки этим указаниям, не считая их для себя обязательными. Поэтому требования, которые мы предъявляем детям, должны быть разумны, и задачи, поставленные перед ребенком, выполнимы.

Прежде чем ребенку закрепить что – либо или дать указание что – то выполнить, мы стараемся продумать целесообразность запрета, возможность выполнения указания.

Исходя из ранее приобретенного опыта, мы заметили, что чем больше детям запрещается, тем больше в группе оказывается нарушителей порядка. Почему? Потому что получается так, что наши запреты основаны на постоянной мелочной опеке детей, на недоверии к ним, не учитывании того, что они уже большие, что многое умеют и им хочется побыстрее научиться проявлять свою самостоятельность.

Поэтому предъявляя требования, мы всегда должны помнить о соблюдении известной последовательности, идти от легких задач ко все более сложным, при выполнении которых детям приходится проявить определенные усилия.

В выработке у детей навыков и привычек культурного поведения, правильных взаимоотношений со сверстниками является постоянство требований. Постоянство воздействий создает предпосылки для формирования привычек, и в итоге ребенок многое делает сам без напоминаний и наших дополнительных указаний.

С начала совместной работы мы со своей напарницей Инной Геннадиевной обговорили единые требования к детям по привитию навыков самообслуживания и воспитания культурного поведения. Свою работу по воспитанию детей мы строим, руководствуясь принципом: больше требовать от детей, но вместе с тем уважать и доверять им, больше верить в их возможности.

Например: мы отказались от фронтальности во многих бытовых процессах. Так отказались от общего сбора детей на умывание, на завтрак, полдник и пр. Мы сейчас только предупреждаем детей, что завтрак или полдник готов. Это служит сигналом к тому, что дети постепенно складывают игрушки, идут умываться, а затем садятся за стол. Правда, бывают случаи, что приходиться напоминать, но в этом нет ничего страшного. Конечно, не так трудно научить ребенка, выйдя из-за стола, заняться игрой так, чтобы не мешать товарищам есть. Гораздо труднее научить ребенка вовремя оторваться от игры, чтобы успеть со всеми сесть за стол, но такой порядок дает возможность детям жить по индивидуальному темпу, учит детей самоорганизации, учит считаться с товарищами, у них вырабатывается самоконтроль и ответственность за свое поведение.

Мы отказались от фронтальности и в такой момент, как выход детей на прогулку. Здесь мы основывались на доверии к детям в сочетании с требовательностью к ним. Мы решили использовать этот момент с целью упражнения детей в самостоятельной организации своего поведения. Мы попробовали разрешить детям выходить самостоятельно на участок (наши участки изолированы от улицы). Сначала разрешили это спокойным, более организованным детям. При этом старались подчеркнуть, что таким детям можно доверять, на них можно надеяться. Это послужило стимулом к тому, что другие дети стали стремиться заслужить наше доверие. И в тоже время эти дети могли найти себе занятие до нашего выхода: играли в игры малой подвижности, с выносными игрушками. Конечно, у нас есть в группе дети, которых нельзя оставлять без внимания ни на минуту. В данное время мы добились того, что уже на прогулку самостоятельно выходит 9 человек.

Почти у всех детей закрепились культурно – гигиенические навыки : это мытье рук после прогулок, игр, посещения туалета, полоскание рта после приема пищи (у всех детей есть индивидуальные кружки); правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой; поев, благодарят взрослых. Дети самостоятельно, без напоминания подходят к зеркалу, приводят в порядок волосы, исправляют нарушения в своем внешнем облике.

Для закрепления этих навыков мы использовали наглядность, как словесную, так и игровую. Детям очень нравится игровые моменты с приходом игрушек, которым нужно помочь научиться правильным действиям.

Очень трудно усваивают дети правило – извиняться за допущенную оплошность. Например: ребенок взял у сверстника игрушку, разрушил постройку, нечаянно толкнул, и «обиженный» идет жаловаться к нам. Мы не предлагаем просто «обидчику» попросить прощения, а пытаемся вместе с ним разобраться в конкретном поступке, разъясняем моральную основу правила, необходимость его выполнения.

В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет наш личный пример. Мы всегда должны помнить, что правила одинаковы для всех: и для детей, и для взрослых.

В повседневной жизни детского сада иногда возникают такие ситуации, когда попросить прощения у детей должен воспитатель. Например: дети строят на полу пароход из крупного строительного материала. Воспитатель, проходя мимо постройки, нечаянно уронил какой – либо кубик. В данной ситуации прежде всего должен извиниться воспитатель перед детьми и помочь исправить нарушенное, затем доброжелательным тоном посоветовать, как и где лучше организовать игру.

Приучая детей просить прощение за допущенную оплошность, мы учим их поступать так, чтобы считаться с желаниями сверстников, не мешать другому, оказывать помощь товарищам по собственной инициативе.

Наблюдая за поведением детей, видя, как по – разному они относятся друг к другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства в детях надо воспитывать постепенно. И опять же нам в этой работе помогли книги.

Кроме того, требуем от родителей, чтобы они поддерживали и развивали возникшие нравственные представления у детей, чтобы создавали условия для превращения их в убеждения, воплощения в делах, в отношениях.

Систематически привлекаем родителей ко всем задачам, которые решаем в области нравственного воспитания. Разъясняем родителям необходимость моральных требований, которые ставятся в это время перед детьми, показываем приемы воздействия на ребят. Стараемся организовать единство и преемственность в требованиях, в подходе и влиянии на детей; и можем сказать, что наши родители – соучастники всех наших дел.

Ведь недаром народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Хочется сказать, что каждый воспитатель, работая с детьми, должен помнить слова великого педагога Я. А. Коменского: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте».

Публикации по теме:

Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков ЗОЖ Видео "Выступление на районном семинаре-практикуме :с показом элементов гимнастики для кистей рук «Фингер Фитнесс»по методике Грега Ирвина. (.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети.

Родительское собрание «Посеешь привычку — пожнёшь характер» Родительское собрание Тема: Посеешь привычку – пожнёшь характер Участники: родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели Форма.

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ Тема: «Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема:.

Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики» Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, это отражено в основной образовательной программе.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста. Наша группа состоит в основном из детей 2-го - 3-го года жизни. Второй и третий год жизни- время все увеличивающейся активности, самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Посеешь привычку — пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения
Опубликовано: 16 августа 2016 в 19:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Посеешь привычку — пожнешь характер». Из опыта работы по привитию детям навыков и привычек культурного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Градова (УИ 441727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД