Лучший педагог года

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Елена Володина
Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Володина Елена

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами.

Публикация «Обобщение опыта „Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.

3. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуации, приносящие вред здоровью.

4. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. Научить детей различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

5. Научить детей правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок. Любая общественная норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Воспитание навыков безопасного поведения с детьми начала с младшего дошкольного возраста по программе Н. Н. Авдеевой «Безопасность», имеется приложение к этой программе Т. А. Шорыгиной. В самом начале своей работы поставила задачи:

1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами.

2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.

3. Учить детей заботиться о своём здоровье, избегая ситуации, приносящие вред здоровью.

4. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

5. Научить детей различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

6. Научить детей правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

Чтобы выполнить эти задачи, составила индивидуальную программу «Интегративное воздействие разных видов детской деятельности на воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста».

Так как дети были маленькие, и жизненного опыта не было, начала работу с чтения детской художественной литературы. Несколько раз, рассказав детям сказку «Волк с семеро козлят» объяснила детям, что нельзя без родителей открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос. Эту сказку обыграли: выучили песенку мамы, слова волка. И вот тогда мои малыши проявили интерес: как же надо вести себя, когда в дверь стучится чужой дядя?

Важным условием воспитания и развития детей стало создание развивающей среды. Пространство для свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста распределила следующим образом по интересам: оборудована зона транспорта нитеобразно, которая представлена игрушечным аэродромом (самолёт, трап, погрузчик, скорая помощь, пожарная машина, автобус, речным причалом (катер, лодка) и железнодорожным транспортом (электричка, локомотив) .

В самом нижнем ярусе оборудован макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечными автомобилями, куклами - пешеходами, изготовленными из картона, а также макет комнаты с открытым окном, балконом как источником опасности. Весь демонстративный и дидактический материал находится в доступном для детей месте : рабочие тетради, дидактические игры «Одень по сезону», «Витамины», «Плохо - хорошо», «Соберём грибы» и т. д. В свободное время дети очень любят играть в этой зоне.

Все мы хорошо знаем, как дети любят играть. Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Непроизвольно дети сами, а так же оборудованная зона создали наши новые сюжетно - ролевые игры: «Аэродром», «Железнодорожный вокзал», «Речной причал». Впоследствии дети сами стали режиссё рами в организации других игр: «Скорая помощь», «Пожар». Но моя помощь постоянна была нужна детям - это новые идеи, новые образы. Играя в игру «Пожар» куклы получили ожоги, которые были залечены доктором Дашей. Доктор Даша внушительно сказала, что ожог можно получить не только на пожаре, но и от солнца. Дети начали вспоминать случаи и фантазировать о солнце, планетах, космосе, таким образом, мы подошли к теме «Космос и космическое пространство». Поэтому, я решила, что новая интересная зона заинтересует детей. Оборудовала зону «Космос». Появилась новая сюжетно - ролевая игра «Космос». Играя в сюжетно - ролевые игры, дети учатся самостоятельно распределять роли, активно и свободно общаться друг с другом, у них воспитывается чувство товарищества, коллективизм, взаимовыручка. Играя, дети, незаметно получили знания о профессиях, узнали правила поведения в общественном транспорте, что нельзя кричать, толкаться, затевать игры, прислоняться к дверям (можно упасть, удариться, получить траву, быть осторожными и внимательными при входе и выходе из любого вида транспорта.

Пополняю зону «Уголок русской народной культуры» новыми предметами народных умельцев и репродукциями русских художников. В уголок поместила репродукции К. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Айвазовского «Девятый вал», М. Савицкого «Дети войны».

Для того, чтобы воспитывать у детей чувства прекрасного и любви к природе, рассматриваем картины выдающихся русских художников - пейзажистов, таких как И. Шишкин, И, Левитан, А. Саврасов. Но ознакомление с произведениями живописи немыслимо без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, а достигаю ее с помощью живого слова, музыки, поэтических текстов. Все средства направляю на то, чтобы увлечь, зажечь, разбудить душу ребенка.

Например: при рассматривании картины и. Левитана «Золотая осень» (роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля, в холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника, осенний воздух чист и прозрачен. Левитанская осень - праздник золота и синевы). Эмоциональное воздействие важно на ранней стадии ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности дошкольников. Но при всей своей красоте природа является источником повышенной опасности (ядовитые растения, грибы, дикие животные, змеи, пожары, наводнения, опасности на воде, в воздухе, и т. д.) .

Вот почему я подобрала серии картин, в которых заложены не только элементы хрупкости и красоты природы, но и огромный разрушительной силы, воздействующей на человека. Среди них: «Последний день Помпеи» (К. Брюллов, «Девятый вал» (И. Айвазовский, «Дети войны» (М. Савицкий,. При рассматривании картины «Последний день Помпеи» К. Брюллова, я обращаю внимание детей на гибель города при извержении вулкана Везувия (охваченное пламенем небо застилает черные тучи дыма и пепла. Течет раскаленная лава, рушатся здания, люди в ужасе бегут из города. Они как - бы застыли на мгновение, освещенные ослепительной вспышкой молнии. Женщина крепко обняла дочерей. Как она может защитить их? Старая мать в изнеможении опустилась на землю. Она просит сына оставить ее и спасаться самому. Но тот в недоумении: они либо пойдут вместе, либо будут вместе ожидать гибели). Если бы видели лица детей при рассматривании этих картин, а на вопрос, что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины, дети отвечали: жалость, ужас, желание помочь этим людям. Предлагаю детям передать цветом радость, боль, страх, огонь в ночи. Интересуюсь у детей, какие краски при этом использует художник? Они отвечают: синие, фиолетовые, коричневые, а если их поменять, то картина станет жизнерадостной. Например: на занятии «Горит дом» : прочитав рассказ Л. Толстого «Пожар», рассмотрели картины о пожаре, а затем дети отразили свои сопереживания героям рассказа в рисунках. В программе «Детство» отбор познавательных задач осуществлен, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, интегрированный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса.

Обучение правилам безопасного поведения веду не только в игре, но и на занятиях. Отдаю предпочтение интегрированным занятиям, так как эти занятия предполагают смену разных видов деятельности, что не позволяет детям утомляться, у детей сохраняется интерес на протяжении всего занятия, что так же способствует эмоционально - творческому развитию личности. На таких занятиях дети своей продуктивной деятельностью отражают полученные знания и впечатления от рассматривания картин, экскурсий, прочитанных художественных произведений.

Только я не в силах осветить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка. Поэтому активно привлекаю родителей к сотрудничеству, так как именно семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Стараюсь не жаловаться на непослушных детей, а нахожу в каждом ребенке что - то интересное положительное. Стараюсь с каждым родителем найти изюминку в ребенке. Советуюсь и незаметно предлагаю сделать то - то или другое: прочитать сказку, выучить стихотворение, изготовить аппликацию общими усилиями. Провела большую работу с родителями по закреплению детских навыков безопасного поведения детей в природе, быту, дороге - это оформление буклета с детскими рисунками. Этот буклет помогает мне при закреплении правил безопасного поведения детей. Вовлекаю родителей в походы на экскурсии, которые расположены далеко от детского сада. Для организации сюжетно - ролевой игры «Пожар» дважды совместно с родителями ходили на экскурсию в Пожарное депо. Там дети узнали от пожарников, что в любое время суток к ним может поступить сигнал о возникновении пожара. Они всегда должны быть наготове.

Вовлекаю родителей в походы на экскурсии, которые расположены далеко от детского сада. Для организации сюжетно - ролевой игры «Пожар» дважды совместно с родителями ходили на экскурсию в Пожарное депо. Там дети узнали от пожарников, что в любое время суток к ним может поступить сигнал о возникновении пожара. Они всегда должны быть наготове. Дети увидели, как выглядит костюм пожарников, куда прикручивается шланг у машины, как устроена машина. Незабываемое впечатление произвело на детей, когда их привезли на пожарных машинах к детскому саду. Глаза у них так и светились от счастья.

Родители с удовольствием принимают участие в занятиях, театрализованных спектаклях, где они обыгрывают сюрпризные моменты. Большую помощь оказывают родители в изготовлении костюмов для наших театрализованных игр, спектаклей. Совместно с ними создали видеотеку для детей, которая состоит из мультфильмов по охране жизни и здоровья детей : «Королева - зубная щетка», «Мойдодыр», «Путаница», «Доктор Айболит», «Осторожно, обезьянки» и т. д. В свете новой философии использую новые формы с семьей: дежурство родителей в группе, как я уже говорила, участвуют в занятиях, театрализованных спектаклях, таким образом, привлекаю родителей к тесному сотрудничеству, доверию и пониманию провела анкетирование родителей по безопасному поведению детей дома. Эта анкета состоит из 7 вопросов. Результаты анкетирования следующие.

Организовала семинар «Елочка - живая иголочка» по изготовлению елочек из различных материалов. Цель этого семинара - охрана природы.

Итогом моей работы с детьми и родителями стало открытое собрание в форме КВН «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», участниками которого стали родители и дети. На этом собрании были выявлены знания детей и опыт родителей в следующих номинациях: разминка «Отвечаем быстро», литературная викторина, устами младенца, кто быстрее, черный ящик, умники и умницы, игра со зрителями, сюрпризный момент.

Анализируя работу по игровой, изобразительной, театрализованной деятельности и работу с родителями, я убедилась, что дети получили навыки безопасного поведения в природе, в быту, на дороге, около воды, научились терпимее относиться друг к другу.

Я считаю, что с поставленными задачами по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста справилась. Это моя маленькая победа в большом вопросе воспитания детей.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок.

«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШИМ ДЕТЯМ (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) обобщение педагогического опыта воспитатель.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных.

Обобщение опыта работы «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры". Работая по данной проблеме, однозначно встаёт.

Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей.

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района, Смоленской области.

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы) 1 СЛАЙД. Визитка. 2 СЛАЙД. Из опыта работы по теме: «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Тематическое планирование «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста» Тематический план Длительность одного занятия 30-35 минут. № п/п Тема Количество часов теоретич. практич. Блок 1. Культура речи.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны МБДОУ «Детский сад № 96» «Все правила достойного поведения давным - давно известны, остановка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 16:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД