Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель:

Публикация «Опыт работы „Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах“» размещена в разделах

-формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Исходя из этого мы решаем такие задачи как:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

В работе с детьми используем следующие методы:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, это:

Наглядные пособия.

Методическая, познавательная и художественная литература.

Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.

Фотоальбом, детские рисунки.

Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.

Комплект плакатов «Правила дорожного движения».

Комплект дорожных ситуаций

Макет светофора, дорожные знаки

Макет с дорожной разметкой для игр с машинами

Дидактические, развивающие, настольные игры;

Атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и др.

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности: формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке, во время которых знакомила детей с перекрёстком, некоторыми дорожными знаками, где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как: «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов», «Автомобили, история их возникновения», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Правила безопасности дорожного движения», «Безопасный перекрёсток», «Путешествие по городу дорожных знаков»и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы», «Правила поведения на проезжей части» и др. ;

На занятиях и вне занятий использовалось: рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков,

дорожных ситуаций, где дети определяли нарушения правил дорожного движения, делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности, где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку. Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей. Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как:

словесные, дидактические «Подумай и скажи», «Назови вид транспорта», «Опиши транспорт»,

развивающие, настольные «Дорожные знаки», «Транспорт»,

сюжетно-ролевых «Шоферы», «АЗС», «Дорога», «Автобус», «ГАИ,

подвижные «Перебежки», «Горелки», «Стоп», моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожных знаков», эти игры активизировали мышление детей, ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД. Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков: «Такие разные машины», «Дети и дорога» «Внимание, дорога, «Наша улица», «В стране – грамотных пешеходов», «Внимание, дорога

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога» (телепередача), «Дорожная азбука», игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов»,«Красный, жёлтый, зелёный», «Самый внимательный пешеход», «Ребёнок – главный пассажир», дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков» организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.

Организуя столь важную работу по данной теме, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том, что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения. Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге. Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения, причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице», на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения, но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации. По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах.

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения, развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :

- консультации: «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения», «Правила безопасности детей. Безопасность на дорогах», Воспитываем грамотного пешехода»

- буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»

- листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении», «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей, как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения», Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства», нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам». В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков, разбирали проблемные ситуации на дорогах, участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3,7 (б) -92%

Вывод: Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации. Результатом считаем отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге путём использования продуктивной деятельности . Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особую тревогу мы.

Творческий отчет «Формирование навыков безопасного поведения» Помните время, когда Вы играли в «догонялки» на улице после наступления темноты, те дни, когда родители не задумываясь, отпускали Вас поиграть.

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде "формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде"Проект посвящен актуальной.

Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков поведения на дорогах ОПЫТ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков.

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.

Программа «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами». Пояснительная записка Рабочая программа Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами Пояснительная записка Экологическое.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 19:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД