Получи документы

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности»

Антонина Кузовкина
Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности»

Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.

Ж. Тиссо

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях. Отношение к здоровью, как главной жизненной ценности, его укрепление, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст считают решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. К сожалению, в последнее время компьютерные игры и телевизионные передачи заменяют многим детям подвижные игры, и дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Публикация «Опыт работы по теме: „Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности“» размещена в разделах

НИИ гигиены и охраны здоровья детей отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;

изменение структуры хронической патологии (увеличилась доля болезней органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

увеличение числа дошкольников, имеющих несколько диагнозов.

Не исключением являются и дети нашего детского сада.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор направления работы - формирования основ здорового образа жизни в детском саду и определила тему работы по самообразованию.

Цель работы : определение составляющих успешного формирования основ здорового образа жизни у детей в процессе двигательной активности.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

формировать потребность в двигательной активности детей;

создавать оптимальные условия для воспитания здорового ребёнка;

формировать представления о способах поддержания здоровья;

развивать умения и навыки ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима дня, построение непосредственной образовательной деятельности с учетом динамики работоспособности детей, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

Формирование здоровья детей регулируется рядом факторов: основные из них – образ жизни человека и состояние окружающей среды.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.

Стержнем всей моей работы является перспективный план по теме самообразования, разработанный для детей со второй младшей по подготовительную к школе группы.

По результатам обследования детей прослеживается позитивная динамика по группам здоровья. За последние три года увеличилось число детей с первой группой здоровья. Прослеживается тенденция в уменьшении детей с третьей группой здоровья. Если в 2009-2010 уч. году с первой группой здоровья было 2 ребенка (9,5 %, со второй группой здоровья – 11 (52,4 %) детей, с третьей группой здоровья – 8 (38,1 %) детей, то на конец 2011-2012 уч. года детей с первой группой стало 3 ребёнка (13,6 %, со второй группой 15 детей (68,2 %, с третьей – 4 ребёнка (18,2 %).

В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

научность – предлагаемый материал соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

ценностное отношение к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, с уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека;

деловитость и занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

При организации двигательной активности детей должны преобладать циклические, прежде всего беговые упражнения во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей вы-носливости - наиболее ценного оздоровительного качества. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время динамических пауз, самостоятельной игровой деятельности и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к подвижным играм, благодаря музыкальному сопровождению, занимательному содержанию, возможности выразить себя в процессе игры.

В режиме дня старалась использовать физические нагрузки различной интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии.

В процессе своей работы использовала следующие формы :

утреннюю гимнастику (логоритмика, комплексная гимнастика со спортивным инвентарем и т. п.);

физкультминутки (гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика);

подвижные игры (со спортивным инвентарем, с нестандартным оборудованием и т. п.);

физические упражнения на улице;

спортивные упражнения, эстафеты;

физкультурные досуги, праздники;

самостоятельная двигательная активность;

дни здоровья.

При использовании таких форм, считаю, что движения детей стали более совершенными, координация улучшилась. Поэтому в процессе игры большое внимание уделяю совершенствованию бега, прыжков, лазанья, стараюсь, чтоб все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Игры подбираю так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений.

В группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию двигательной активности детей. Создан центр подвижных игр в спортивном уголке с необходимым инвентарем и атрибутами. Данный центр способствует организации самостоятельной игровой деятельности.

Своё внимание направляю на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.

Считаю, игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности, развитию коммуникативных навыков.

Подвижные игры занимают должное место в жизни детей. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно, были и народные игры.

Чтобы компенсировать недостаток движения у детей, использую для родителей разные формы работы :

анкетирование;

беседы;

консультации;

папки – передвижки;

памятки.

Активные формы :

участие в конкурсах;

«Весёлые старты»;

совместные праздники и развлечения.

Участвуя в наших мероприятиях и получая полезную информацию, родители начинают понимать особую важность двигательной активности для детей. Так как работа дошкольного образовательного учреждения тесно связана с семьёй, то считаю, что при активной работе семьи и детского сада наши дети вырастут сильными, умными и гармонично развитыми во всех отношениях людьми.

Таким образом, формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развитие ребенка. Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений – от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). По мере накопления двигательного опыта, совершенствования функциональных свойств организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз говорить: забота о здоровье – это важнейший труд взрослых. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков — основа здорового образа жизни воспитанников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До семи лет человек проходит огромный.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Консультация «Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни» Физинструктор Лыгина Ольга Викторовна АНО ДО «Планета детства «Лада» д/ с №179 «Подснежник» г. о. Тольятти Современное развитие России связано.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей Формирование здорового образа жизни у дошкольников Фундамент активного здорового долголетия закладывается в.

Опыт работы «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности»
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 17:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД