Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников

елена куденко
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников

Администрация городского округа город Урюпинск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск

«Повышение профессиональной компетенции педагогов в сфере общения с родителями воспитанников»

ОПЫТ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

КУДЕНКО ЕЛЕНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

Урюпинск 2019г.

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

2.2 Цели и задачи, решаемые в опыте.

Цель: формирование профессиональной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию.

Задачи:

выявление типологических особенностей личности педагогов;

оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);

формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;

знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности;

формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями;

развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;

обучение использованию здоровьесберегающих технологий, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.

Принципы работы:

добровольности;

сотрудничества-участники занимают равноправные позиции;

конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;

доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;

диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

2.3 Условия реализации.

Основной целью работы педагога-психолога является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью педагог – психолог ДОУ выполняет следующие задачи:

Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

Развивать индивидуальные особенности ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

В организации общения с родителями воспитанников ведущая роль принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка,показать родителям, что он видит в них партнеров. Профессиональная компетентность воспитателя предполагает наличие ценностных ориентации, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и т. д., глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

Практика работы педагогов- психологов в детских садах выделяет наиболее типичные проблемы в сфере профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

Затруднения в использовании активных методов работы с родителями;

Низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства педагогов по отношению к родителям;

Авторитаризм в общении с родителями;

Отсутствие согласованности, взаимные претензии;

Неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями.

Большинство педагогов владеют методикой анализа собственной деятельности на недостаточном уровне;

Требует развития коммуникативная компетентность педагогов.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога является связующим звеном в системе взаимоотношений педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

При организации данной коррекционно-развивающей работысоблюдаются следующие условия:

1. Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для

музыкального оформления семинаров- практикумов, тренингов; различные виды игр по развитию общения; наглядные и дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал, способствующий повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ).

2. Создание атмосферы креативного взаимодействия между педагогом-психологом и педагогическим коллективом: проявление педагогом доброжелательности к коллегам, создание атмосферы сотрудничества в процессе работы.

3. Поощрение педагогом-психологом высказываний и реализации педагогами оригинальных идей, нестандартных решений, стремления педагога к саморазвитию, самовыражению, показу своих скрытых возможностей.

4. Создание наглядных пособий (практических заданий, дидактических игр, памяток, рекомендаций, папок-передвижек)для совместной и самостоятельной деятельности педагогов.

5. Составление и проведение анкетирования, семинаров- практикумов, психологических тренингов, консультаций, бесед с педагогами и родителями. (см. приложения)

6. Создание и оформление психологических уголков для родителей. (см. приложения)

2.4 Педагогические средства, используемые в опыте.

Для реализации цели и задач педагогического опыта использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов; системный анализ изучаемой проблемы; теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике дошкольного воспитания; эмпирические методы исследования – наблюдение (внешнее, включенное, стандартизированное, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий, анализ документов и продуктов деятельности; психодиагностические (беседа, тесты, опросники); качественный анализ результатов

Инновационный поиск в этих условиях предполагает изменение содержания психологической работы с педагогическими кадрами и с семьей.

При выборе форм и методов работы с коллективом я, прежде всего, выбирала интерактивные формы организации, которые бы предполагали развитие общения педагогов между собой, умение вести диалог, слышать и слушать собеседника, убеждать его, уважая и учитывая его мнение. Для этого подходили такие формы работы с коллективом, как диспуты, дискуссии, консультации, беседы основанные на диагностике, анкетировании и двухстороннем общении педагогов и, конечно, семинары- практикумы, психологические тренинги на которых воспитатели кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать единую позицию. Такие семинары и тренинги эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и в процесс формирования практических навыков общения педагогов между собой и с родителями воспитанников.

Этапы повышения профессиональной компетентности педагогов:

1 этап - подготовка.

2 этап –диагностическая работа.

3 этап – обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах.

4 этап – самоанализ. Подведение итогов.

Форма организации по составу участников:

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

2.5 Технология работы.

Этапы Задачи Содержание Предполагаемый

результат

Подготовка Анализ проблемного поля. Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей. Анкетирование педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей», изучение ситуации общения в ДОУ (Приложение 1)Подбор методик и приемов диагностики Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями.

Диагностическая работа • Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности.

• Выявление доминирующего стиля в общении с родителями.

• Оценка уровня агрессивности педагога.

• Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями • «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В. Ф. Ряховскому)

• «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е. И. Рогов)

«Определение стиля в общении с родителями» (опросник В. Г. Маралова,

В. А. Ситарова)

«Оценкаагрессивности» (по А. Ассингеру)

«Мои плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

• «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников»(см. Приложение №2)

Определение направлений работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов.

Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах. • Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

• Коррекция личностных недостатков.

• Улучшение психологического климата в коллективе • Семинар-практикум «Повышение психолого- педагогической компетентности педагогов ДОУ»(приложение 3)

• Тренинг «Азбука общения»

(приложение 4)

• Деловая игра «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»

(приложение 4)

• Семинар-практикум «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике»

(Приложение№3)

• Тренинг «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя»

(Приложение №4)

• Презентации: «Профессиональная компетентность педагогов»

• Презентация «Конфликты в педагогической практике» (приложение 8)

• Консультация «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» (приложение5)

• Консультация «Личностные качества педагога»(приложение 5)

• Мини-лекция «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников»(приложение 6)

Педагогический час «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ» (приложение 7)

Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах.

Подведение итогов Анализ эффективности работы по проекту • Повторное диагностическое обследование • Повышение продуктивности взаимодействия с родителями.

Разработан цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

В педагогическом опыте использовались следующие диагностические методики:

1. «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В. Ф. Ряховскому)

2. «Оценка профессиональной напрвленности личности педагога» (Е. И. Рогов)

3. «Определение стиля в общении с родителями»(опросник В. Г. Маралова, В. А. Ситарова)

4. «Оценка агрессивности» (по А. Ассингеру)

5. «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

6. «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников»

7. Анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.

Так же для педагогов ДОУ по проблеме повышения профессиональной компетенции были составленыконсультации по темам: «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями», «Личностные качества педагогов», «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников».

Разработанпедагогический час по теме: «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ», который направлен на овладение воспитателями основами взаимодействия с родителями.

Ввиду данной проблемы составленыпрезентации по темам: «Профессиональная компетентность педагога», «Конфликты в педагогической практике».

Так же составлена и проведенамини-лекцию по теме: «Роль диалога между педагогами и родителями воспитанников».

Проведена деловая игра: «Развитие социально-психологической продуктивности педагога».

В основу педагогического опыта легли разработанные семинары- практикумы: «Повышение психолого- педагогической компетенции педагогов ДОУ», «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике»,а так же психологические тренинги: «Азбука общения», «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя», «Развитие коммуникативной компетентности педагога».В ходе данных тренингов педагоги овладевают навыками позитивного общения, преобретают уверенность в себе и в своих силах.

Психологический тренинг - не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К. Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.

Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи.

Выделяю следующие области применения

тренинга профессиональных навыков:

1. Пополнение недостающих знаний.

2. Исправление недостатков в выполнении педагогом должностных обязанностей.

3. Доведение до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях.

4. Закрепление навыков работы при исполнении особо важных для ДОУ функций.

Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

Выделяю следующие функции проводимых мною тренингов:

1. Диагностическая функция. (Групповое взаимодействие прекрасно высвечивает проблемные зоны и моменты, идет ли речь о знаниях и умениях, или о личностной сфере человека. А это уже ключ к верному выбору путей разрешения этих проблем).

2. Развивающая функция. (На тренинге каждый участник получает не только арсенал новых знаний, умений, навыков и способов действия, что само по себе сильно расширяет его картину мира и повышает эффективность в самых различных сферах жизни; он еще и продвигается в самопознании, уходит от узко-субъективного восприятия самого себя).

3. Функция командообразования. (Для коллектива образование сплоченной команды с хорошо распределенными ролями и обязанностями трудно переоценить).

4. Психотерапевтическая функция. (Даже в тех тренинговых группах, которые не имеют психотерапевтической направленности, часто возникает психотерапевтический эффект, порожденный групповой динамикой, компетентным поведением тренера и возможностями для развития, которые предоставляет тренинговая ситуация, как таковая).

Состав тренинговой группы:

18 человек (14 воспитателей ДОУ, 2 специалиста (учитель-логопед, тифлопедагог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию).

В основе определения однородности данной тренинговой группы лежат два критерия:

- демографический (пол, образование);

- личностный (интересы, интеллект).

Структура психологического тренинга:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка.

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).

5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

6. Рефлексия проведенного занятия.

7. Домашнее задание или «мостик» к следующей встрече.

8. Ритуал прощания.

Тренингипредполагают соблюдение определенного «свода законов»:

· точность начал и финала процедуры;

· конфиденциальность;

· активность;

· право говорить «нет»;

· не обманывать;

· право на поддержку;

· обязанность слушать -- не перебивать;

· участвовать во всем;

· право на личное мнение;

· ко всем обращаться на «ты»;

· работать «от» и «до»;

· говорить от себя лично о происходящем сейчас.

В тренингах по работе с педагогическим коллективом практикуется технология составления мандал.

Отличная техника, помогающая успокоиться, переосмыслить какие-то моменты своей жизни, гармонизировать эмоциональное состояние.

Мандала - санскритское слово, первичное значение которого - круг. Издревле, круг был одним из главных символов божества. Карл Густав Юнг первым ввел это слово в западную философию. По Юнгу мандала означала самость, то есть предельную целостность и полноту психического.

Многие религиозные ритуалы начинались с освящения круга, в который приглашались божества. Все древние святилища вписаны или представляют собойкруг. Купола храмов -круглые. Эскимосы выцарапывают на камне круг в течении долгого времени, чтобы войти в сакральное пространство. Для многих индейцев был ритуал верчения карусели из ремней,

куда закреплялась нога, затем они прыгали вокруг центрального столба. Пространство внутри ритуалы круга становится сакральным изменяется из обыкновенного,людей,создание такого круга есть освященное действие.

Мандалы - это определнные карты внутренних состояний человека. Круг мандалы разворачивает стремление души к самореализации, т. е. целостности.

Дети открывают для себя мандалы очень рано. Искусство детей содержитвсебе формымандал круги, солнышко, круги с крестами и т. д.

Дети рисуют мандалы в определенный возрастной период (3-4 года, что указывает на процесс формирования индивидуального Я, созидания себя.

Метод работы с мандалами – ненавязчивыи, мягкии способ для психологическои диагностики и коррекции. Исцеление и поиск выхода происходит, когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач.

Правила работы с мандалои.

Рисование или раскрашивание мандал можно использовать и как тест, позволяющии узнать психоэмоциональное состояние человека, особенности его личности. Первыи вариант – готовая мандала (раскраска) предлагается человеку в распечатанном на бумаге виде на выбор из множества других(15–20штук).

Другои вариант – человек сам рисует круг (или обводит тарелку) и произвольно заполняет его такими рисунками, какими захочет сам. В обоих случаях:

человек должен самостоятельно выбирать цвета или темы для рисунка, без давления психолога;

в день желательно работать только с однои мандалои;

не вмешиваитесь в работу человека без его согласия, избегаите комментариев по поводу результата, человек буден напряжен и зависим от вашеи оценки;

Для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителеи, создать хорошее освещение в помещении. Важно, чтобы на эту работу было достаточно времени и художественных материалов. Можно негромко включить медитативную музыку.

Так же в педагогическом опыте использовалась технология тимбилдинга.

Одна из проблем, стоящих перед руководителями ДОО (заведующим и старшим воспитателем) - создание коллектива педагогов-единомышленников, способных не только работать вместе, решая профессиональные задачи, но и проявлять к коллегам дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных жизненных ситуациях. Создать такое взаимодействие в современном детском саду достаточно проблематично. У руководителей мало новых форм и возможностей для сплочения коллектива, организации полноценного взаимодействия педагогов друг с другом. В связи с этимв работе педагога-психолога используется одна интересная и очень продуктивная форма работы с педагогами. Она непосредственно относиться к технологии тимбилдинга.

«Teambuilding»«построение команды», «командообразование» - это цикл мероприятий, направленных на командную работу, результатом которой является либо определение команды-победителя, либо финальное объединение усилий команд для решения общей задачи.

Чаще всего используются игры-тренинги на выполнение общей задачи.

Такие игры проводятся в начале психологических тренигов, что способствует не только сплочению коллектива педагогов, но и созданию положительного эмоционального фона, активизации педагогов длядальнейшей творческой деятельности (приложение 10).

Следующая технология, использующаяся в проведении тренингов с педагогами по повышению профессиональной компетенции в сфере общения с родителями это: кейс-технология.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Casus (лат.)– запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позициючеловека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Виды кейсов:

1. печатный кейс – может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным;

2. мультимедиа кейс – наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения;

3. видео кейс – может содержать фильм, аудио и видео материалы.

Кейс содержит:

- текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты);

- иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.

Методы кейс – технологии:

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии;

Публикации по теме:

Консультация для педагога «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» Тема: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Аннотация. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Проект «Повышение ИКТ-компетенции педагогов ДОУ» Актуальность. Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером,.

Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика,.

Семинар-практикум «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Задачи: уточнить и систематизировать.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников
Опубликовано: 28 января 2019 в 16:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 февраля. Всемирный день экскурсовода

Этот профессиональный праздник был учреждён Всемирной ассоциацией экскурсоводов и гидов) в 1990 году. Широкой общественности нет нужды рассказывать о том, в чём заключается труд экскурсовода и насколько...

21 февраля. Международный день родного языка

21 февраля у жителей Земли 7111 поводов отметить Международный день родного языка. Именно столько языков существует сейчас на нашей планете. Этот праздник учрежден ЮНЕСКО в 1999 году для защиты мирового...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Играем с Гномом» с использованием...
Задачи: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные множественного числа в Именительном падеже; 2. Тренировать умение детей в образовании...
Конспект индивидуального занятия с использованием Су-джок терапии «Автоматизация...
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах,...
Методическая разработка ко Дню родного языка
Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот самый день!...