МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования (10 фото)

Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования

В 2020 – 2021 учебном году мной была организована работа по теме самообразования

«Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию детского экспериментирования».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования» размещена в разделах

Детское экспериментирование позволяет сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность, мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

Для организации экспериментирования воспитатель должен учитывать возрастные особенности воспитанников средней группы (4–5 лет):

• Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.

• Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.

• Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.

• Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

В начале 2020 – 2021 учебного года (с целью выявления уровня формирования исследовательских умений и навыков) дошкольникам средней группы разработаны диагностические задания.

По результатам диагностики на начало 2020 – 2021 учебного года детей средней группы были выявлены следующие показатели:

высокий уровень – 26 % (6 человек);

средний уровень – 57 % (13 человек);

низкий уровень – 17 % (4 человека).

У дошкольников возникали затруднения в умении:

- делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать в речи доступную научную терминологию;

- предвидеть полученный результат.

С опорой на вышеупомянутые выявленные проблемы была намечена

цель работы:

повышение познавательного интереса и любознательности в процессе опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие

задачи:

- развивать представления детей о свойствах предметов;

- формировать представление о живой и не живой природе;

- способствовать пробуждению желания участвовать в исследовательской деятельности, делать выводы;

- использовать опыт практической деятельности, игровой опыт;

- пополнить картотеку игр-экспериментов для среднего дошкольного возраста;

- в процессе взаимодействия с детьми в исследовательской деятельности способствовать повышению речевой активности, развитию внимания и памяти;

- расширить кругозор родителей об особенностях организации поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Поставленные задачи решались при выполнении определённых

условий:

- подбор игр-экспериментов осуществлялся в соответствии с возрастом детей;

- игры-эксперименты использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;

- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая развивающая предметно-пространственная среда;

- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.

У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие стало более целенаправленным: наблюдается развитие умения принимать и правильно понимать информацию. Появились первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадет.

Содержание работы включало в себя организацию игр-экспериментов с детьми среднего возраста для развития познавательного интереса и любознательности.

Был разработан Перспективный план, работа по которому велась по направлениям:

Для работы с детьми разрабатывался Перспективный план организации игр-экспериментов для развития познавательного интереса и любознательности.

Игровые задания в работе с дошкольниками использовались целесообразно и систематически.

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования
В учебном году мной была организована работа по теме самообразования Познавательно исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию детского экспериментирования Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности игру прогулку прием пищи сон Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем проявляя интерес к различного рода Исследовательская деятельность исследовательской деятельности к экспериментированию Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту Для организации экспериментирования воспитатель должен учитывать возрастные особенности воспитанников средней группы лет Высокая степень любознательности Ребёнка лет легко увлечь каким либо предметом или процессом вот почему знания не предлагают заучивать а побуждают их добывать Восприятие становится осмысленным целенаправленным анализирующим Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата

В ходе работы было организовано и просвещение родителей по данному направлению:

- были представлены консультации:

«Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников»;

«Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».

Намеченная работа способствовала пополнению развивающей среды, а именно оформлена картотека игр-экспериментов.

В работе с воспитанниками были использованы различные методы:

словесные (выдвижение гипотезы, заключения выводов, обобщений);

наглядные и практические (при организации игр-экспериментов дети непосредственно сами становились их участниками).

Подводя итог последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению за 2020 – 2021 учебный год, можно говорить о положительных изменениях в умении:

- делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать в речи доступную научную терминологию;

- предвидеть полученный результат.

В конце 2020 – 2021 учебного года детям были предложены задания, аналогичные тем, что использовались в начале учебного года.

По результатам диагностики у детей средней группы были выявлены следующие показатели:

высокий уровень – 39 % (9 человек);

средний уровень – 57 % (13 человек);

низкий уровень – 4 % (1 человек).

Хочется отметить, что организуемая в данном направлении работа способствует формированию у дошкольников следующих целевых ориентиров:

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;

- проявление любознательности, интереса к причинно-следственным связям;

- умение придумывать объяснение явлениям природы;

- умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- умение строить речевые высказывания в ситуации общения.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской»Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской» «Подземные богатства земли Оренбургской» Цель: закрепить у детей знания о богатстве земли Оренбургского края. Воспитывать гордость за.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования
Опубликовано: 4 июля 2021 в 09:34
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД