Наталья Данькова
Проект «Познавательное развитие через сенсорное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Проект “ Познавательное развитие через сенсорное воспитание ” направлен на развитие представлений о образе мира: о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности, о мире предметов.
В рамках проекта разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, конспекты занятий для дошкольников, с учетом их возраста и уровень развития. Занятия предусматривают постепенное усложнение представлений “о мире” через игры и упражнения.
Публикация «Проект „Познавательное развитие через сенсорное воспитание“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Данный материал поможет педагогам ДОУ, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей
Введение в проект
Актуальность проекта. Тема познавательного развития детей дошкольного возраста актуальна и перспективна, так как в ней решается одна из самых актуальных и значимых задач детского сада – происходит зарождение первичного образа мира у ребенка дошкольника.
Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.
В период дошкольного детства познавательная активность ребенка имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. В этот период образ мира формируется и находится на начальной стадии развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает ему нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.
Вид проекта. Познавательно-творческий.
Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта. Создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов через дидактические игры.
Задачи проекта :
1. Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных цветах и формах, и об отношении предметов по величине.
2. Познакомить детей с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
3. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Гипотеза реализации проекта.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
Этапы реализации проекта
Вводный
1. Сбор информации
-. И ндивидуальные беседы с детьми,
- Индивидуальные беседы с родителями
- Анкета"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
2. Диагностика с целью изучения освоенных сенсорных эталонов
Диагностические игровые задания
3 Изучение учебно- методической литературы по проблеме
Сбор материала (иллюстрации, открытки, произведения)
4 Создание развивающей среды
Внесение игр по теме:
1сюжетно ролевых,
2 дидактических,
3 настольно- печатных
Основной
1. Осуществить отбор тем расширяющих сенсорные представления дошкольников
1 Д/игра «Разложи фигуры по цвету».
Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.
2
Д/игра «Собери матрешку».
Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
3 Д/игра «У кого такая же?».
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
4 Д/игра «Собери фрукты по цвету».
Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
5 Д/игра «Собери пирамидку».
Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.
6 Д/игра «Собери бусы».
Цель: учить чередовать предметы по форме.
7 Д/игра «Найди предмет такой же формы».
Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
8Д/игра «Разложи собачек по росту».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
9 Д/игра «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
10 Д /игра «Большой маленький»
Цель: учить детей раскладывать предметы на две группы и др.
2. Организация и проведение консультаций для родителей и педагогов
1Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания
2 Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
3 Создание папки передвижки:
а «Сенсорные эталоны»
1Эталоны цвета
2 Эталоны формы
3Эталоны велечины
4 Эталоны вкусового восприятия
б «Сенсорные игры»
Игры своими руками
4. Работа с родителями
1Семинар–практикум с родителями
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста
5. Совместная деятельность
1Пальчиковые игры
2Дидактические игры
3 Настольные игры
4 Индивидуальная работа
6Чтение художественной литературы
1 В Сутеев
- «Петух и краски».
-«Ципленок и утенок»
-«Под грибом»
2В. Степанов
«Разноцветные желания»
3 С. Маршак
«Мяч»
4Р. н. с. Колобок
Итоговый
1. Презентация проекта, подведение итогов.
1Демонстрация сенсорной игры педагогам ДОУ
2 Диагностические задания для детей с целью выявления освоенных сенсорных эталонов