Вера Федоровна Жесткова
«Предметно — развивающая среда логопедического кабинета для детей с ОНР».
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – логопед Жесткова Вера Федоровна. МОУ «Детский сад № 90 Ворошиловского района Волгограда».
Коррекционно – развивающая среда кабинета представлена по всем направлениям коррекционно – образовательной программы и в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями развития ребенка и направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, а так же на развитие личности ребенка. Оборудование и методико – педагогическое обеспечение кабинета соответствует требованиям положения о логопедическом кабинете, а также коррекционно – образовательной программе «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Логопедический кабинет представляет собой хорошо освещенное помещение площадью 13 м2. В кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для коррекционной деятельности. Интерьер кабинета выдержан в спокойной цветовой гамме. В кабинете имеются места для подгрупповых и индивидуальных занятий. Спокойная цветовая гамма, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми. Для каждого вида деятельности отведено определенное место.
Публикация «„Предметно — развивающая среда логопедического кабинета для детей с ОНР“,» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Условно зоны кабинета можно разделить на несколько рабочих зон: для подгрупповой и индивидуальной работы, дидактическая зона, для развития творческих способностей, для эксперементирования и мелкой моторики, зона двигательной активности. Каждый раздел представлен демонстрационным, раздаточным материалом, а также дидактическими играми и пособиями, обеспечивающими игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, необходимость осуществлять двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, во время физкультминуток (дыхательная гимнастика, Брейн Джим и т. д., исследовательскую деятельность.
Полифункциональность: имеется возможность использовать образовательное пространство кабинета для проведения занятий и экспериментирования с песком, театральной деятельности (пример с песочницей, театром)
Вариативность среды и доступность предполагает : использование дидактических игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей; сменяемость и разнообразие игрового материала, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В логопедическом кабинете представлены все направления коррекционной работы:
Диагностическое обследование, сенсорное развитие, моторное развитие, речевое развитие, обучение грамоте.
Раздел «Диагностическое обследование»
Работа логопеда начинается с диагностики. Диагностика необходима для того, чтобы правильно составить перспективный план индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, организовать работу по всем разделам в нужном направлении. Дети с ОНР, как правило, имеют сопутствующий диагноз ЗПР, диагностическое обследование представлено достаточно широко :
Методический комплект Нищева Н. В, 2004, дидактический материал.
Дидактический материал по обследованию речи детей. Грибова О. Е., Бессонова Т. П., 2008
Быховская А. М., Казова Н. А., 2012., диагностический материал
Методика Стребелевой Е. А, 2006, диагностический материал.
Раздел «Сенсорное развитие»
В большинстве случаев у детей с диагнозом ОНР наблюдается недостатки сенсорного развития. Дети не знают основных цветов и оттенков, не могут соотносить их, затрудняются в определении геометрических форм, целостного образа предметов окружающего мира. Этой проблеме уделяется большое внимание. Это направление представлено привлекательными игрушками и пособиями: «Играя, учимся говорить» (речевое домино, сравни предметы, подбери по контуру, форме, размеру).
Вниманию детей предложены игры и пособия для знакомства с цветом, формой, величиной. Большое внимание уделяется развитию тактильного восприятия. Особый интерес у детей вызывает развивающая электронная игра «Рыбка», которая позволяет ребенку развивать мелкую моторику и координацию движений, а так же способствует сенсорному развитию при помещении рыбок в ведерко такого же цвета, как сама рыбка. Развивающая игра «Подбери по цвету» так же способствует развитию сенсорных эталонов, кроме этого закрепляет представления детей об обобщающих понятиях и классификации предметов видовой и внутривидовой направленности. Дидактическая игра «Куча мала» (цвет, комбинаторика).
Раздел «Развитие мелкой моторики»
представлен : наборы мелких предметов и игрушек для пальчиковых игр; играми и пособиями из нестандартного материала.
Кроме того, имеются: плоскостные изображения для обводки, разрезные картинки, пазлы, кубики, игрушки-шнуровки, мозаика, бусы, игры и т. д. Игра- занятие «Умные клеточки» (внимание, моторика, память, ориентировка на листе.)
Раздел «Речевое развития» направлен на коррекцию и развитие речевой функции, а именно: дыхательной функции; фонематического восприятия; звукопроизношения и слоговой структуры; лексико-грамматического строя; связной речи; обучение грамоте.
Дыхательные упражнения играют важную роль в формировании речевого дыхания. Поэтому в коррекционном кабинете имеется подборка игр и упражнений для развития физиологического и речевого дыхания. Разработан речевой материал: стихотворения, чистоговорки, скороговорки. Картинный материал и картотека с речевым материалом
Демонстрационный материал: «От звука к букве», набор картинок «Логопедическая мозаика», д/игра «Играем в лото», логопедические профили на дифференциацию звуков, картотека последовательных картинок, д/игры по формирования звукопроизношения, пособие по дифференциации звуков, картотека артикуляционных упражнений.
Раздел по формированию фонематического слуха и восприятия представлен :
музыкальными инструментами, дидактическими играми и пособиями для развития звукового восприятия: д/и «Где звук живет?», д/игра «Логопедическое лото» д/игра «Узнай слово», д/игра «Собери бусы», д/и «Карусель из слов» (анализ, синтез,ф/слух, игра «От слова к звукам», таблицы «Звуковой диктант» и т. д..
На одной из стен кабинета - большое зеркало. Это место для коррекции звукопроизношения. В процессе коррекции используются: различные зондозаменители, опорные карточки для артикуляционной гимнастики. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков имеются: игрушки-символы, предметные и сюжетные картинки, дидактический и демонстрационный материал, настольно-печатные игры.
Побобран и систематизирован материал по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с различными речевыми нарушениями. В кабинете предусмотрены : демонстрационный и дидактический материал для подгрупповых и индивидуальных занятий, дидактические игры, картинный материал и картотеки с речевым материалом. Игры подобраны с учетом изучаемых лексических тем и грамматических категорий.
Для развития связной речи подобраны: предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, картинки с проблемным сюжетом, графические схемы для составления предложений, алгоритмы для составления рассказов.
В разделе «Речевое развитие» представлено нестандартное оборудование и материал для песочной сказкотерапии: песочница с песком и водой; мелкие игрушки и предметы для песочницы; камешки, различные символы, стеки для рисования на песке, пластмассовые буквы.
Для развития связной речи, интонационной выразительности, развития эмоциональной лексики в кабинете имеется мобильный «Театральный уголок».
Раздел «Обучение грамоте представлен :
Демонстрационный и раздаточный материал, наборы стилизованных букв, д/игра «Правильные и неправильные буквы», касса букв, игра «Прочитай, проверь», д/и «Викторина первоклассника», ребусы, д/и «Карусель из слов» (анализ, синтез,ф/слух, игра «От слова к звукам», таблицы «Звуковой диктант», трафареты для развития графомоторных навыков, дидактические игры и пособия для профилактики дисграфии (пластмассовые буквы, буквенный конструктор, кубики, трафареты и т. д.).
Помимо этого в коррекционном кабинете существует библиотека методической литературы, в которой собраны новинки современной педагогики, психологии, логопедии, дефектологии. Подобраны консультации для родителей, воспитателей, узких специалистов.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Боровикова Е. Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М. : МГППУ, 2006.
3. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
5. Петровский. А. В. Психология личности. М. : Просвещение, 1995.
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
7. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи».