МААМ-картинки

Представление педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Татьяна Рябышева
Представление педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранска «Детский сад № 18»

Представление педагогического опыта работы воспитателя

Рябышевой Татьяны Валентиновны

Тема опыта : «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ».

Публикация «Представление педагогического опыта „Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах

Сведения об авторе: Рябышева Татьяна Валентиновна, образование высшее, педагогическое, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, общий педагогический стаж 20 лет, в данном образовательном учреждении 20 лет.

1. Введение

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.

Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Основная идея.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, и своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, это любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему

ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв.

Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов : К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

Большим вспомогательным материалом была литература:

Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» : изд-во «Детство-Пресс»,2013.

Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкиной. -Москва: Сфера, 2006.-192с.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель,2005.- 205с.

Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.

Новизна заключается в применении методов и технологий, которые расширят спектр представлений детей о родном крае, а затем и о стране, через разные направления образовательных областей. У детей на занятиях по окружающему миру сформируются более точные знания, которые станут отправной точкой для более глубокого изучения истории.

2. Технология опыта

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.

В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов :

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.

- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»

- Принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.

Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Были разработаны и проведены следующие проекты:

- «Дети и музей» ( тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).

- «Воспитываем сказкой» ( тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).

- «Нам не забыть вас, ребята» ( тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный).

- «Мы единой России частица» ( тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).

При реализации данных проектов использовались:

методы и приемы воспитательно-образовательного процесса :

игровые

поисково – исследовательские

проблемные

воспитывающие ситуации

формы работы с детьми:

- групповые занятия

- индвидуальные занятия

- подгрупповые занятия

- чтение художественной литературы

- просмотр видеофильмов

- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)

- проведение развлечений

- выставки детского творчества

- этические беседы с детьми

- рассматривание фотографий, иллюстраций

- организация экскурсий

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки Саранска», «Наши соседи», «Районы Республики Мордовия»; наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».

В группе созданы центры детской деятельности.

1. Художественного творчества и изо- деятельности

2. Театра, музыки, искусства

3. Детской литературы

4. Труда

5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр

6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства.

Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

Основная цель создания комнаты старинного быта «Светлица» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.

Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Воспитательно-образовательные задачи :

1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;

2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;

3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;

5. Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.

Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:

- «Наши мамы и бабушки»

- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»

- «Город, в котором я живу»

- выставка рисунков «Мой любимый город»

Разрабатываются семейные альбомы, журналы:

- «Вместе дружная семья»

- «Моя родословная»

- «Семья, главное в жизни»

- «Сплетение традиций в современной семье»

Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.

3. Результативность опыта

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 95,6% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.

Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает :

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Данный педагогический опыт «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад № 18» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города, на мастер-классах, круглых столах.

В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал.

4. Список литературы

1. Адаменко С. Н. Воспитываем патриотов России / Народное образование, 2005, № 4.

2. Алёшина И. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Перспектива, 2009.

3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.

4. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно - исследовательской деятельности Издательство «Учитель» 2014.

5. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-пресс, 2003.

6. Н. Г. Пантелеева Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие – «ТЦ Сфера», 2015

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
Опубликовано: 15 августа 2021 в 15:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД