Татьяна Рябышева
Представление педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранска «Детский сад № 18»
Представление педагогического опыта работы воспитателя
Рябышевой Татьяны Валентиновны
Тема опыта : «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ».
Публикация «Представление педагогического опыта „Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
Сведения об авторе: Рябышева Татьяна Валентиновна, образование высшее, педагогическое, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, общий педагогический стаж 20 лет, в данном образовательном учреждении 20 лет.
1. Введение
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.
Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Основная идея.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, и своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, это любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему
ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв.
Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов : К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Большим вспомогательным материалом была литература:
Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» : изд-во «Детство-Пресс»,2013.
Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкиной. -Москва: Сфера, 2006.-192с.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель,2005.- 205с.
Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.
С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.
Новизна заключается в применении методов и технологий, которые расширят спектр представлений детей о родном крае, а затем и о стране, через разные направления образовательных областей. У детей на занятиях по окружающему миру сформируются более точные знания, которые станут отправной точкой для более глубокого изучения истории.
2. Технология опыта
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов :
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
- Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Были разработаны и проведены следующие проекты:
- «Дети и музей» ( тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).
- «Воспитываем сказкой» ( тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).
- «Нам не забыть вас, ребята» ( тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный).
- «Мы единой России частица» ( тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).
При реализации данных проектов использовались:
методы и приемы воспитательно-образовательного процесса :
игровые
поисково – исследовательские
проблемные
воспитывающие ситуации
формы работы с детьми:
- групповые занятия
- индвидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)
- проведение развлечений
- выставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация экскурсий
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки Саранска», «Наши соседи», «Районы Республики Мордовия»; наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».
В группе созданы центры детской деятельности.
1. Художественного творчества и изо- деятельности
2. Театра, музыки, искусства
3. Детской литературы
4. Труда
5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр
6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства.
Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
Основная цель создания комнаты старинного быта «Светлица» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.
Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Воспитательно-образовательные задачи :
1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
5. Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:
- «Наши мамы и бабушки»
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»
- «Город, в котором я живу»
- выставка рисунков «Мой любимый город»
Разрабатываются семейные альбомы, журналы:
- «Вместе дружная семья»
- «Моя родословная»
- «Семья, главное в жизни»
- «Сплетение традиций в современной семье»
Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.
3. Результативность опыта
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 95,6% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает :
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Данный педагогический опыт «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад № 18» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города, на мастер-классах, круглых столах.
В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал.
4. Список литературы
1. Адаменко С. Н. Воспитываем патриотов России / Народное образование, 2005, № 4.
2. Алёшина И. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Перспектива, 2009.
3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.
4. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно - исследовательской деятельности Издательство «Учитель» 2014.
5. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-пресс, 2003.
6. Н. Г. Пантелеева Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие – «ТЦ Сфера», 2015