Новикова Людмила
Опыт работы «Преемственность детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребёнку новые правила и требования, к которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, т. е у них не достаточно сформированы следующие компоненты готовности:
• Социальный
• Психологический
Публикация «Опыт работы „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах
• Эмоционально-волевой
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению в детском саду. Эта работа у нас со школой проводится системно и совместно. Наши дети посещают школу : совместные праздники (суккот, ханука, лагмаомер) с выездом на природу, соревнования (лагмаомер, экскурсии в синагогу, взаимопосещение занятий педагогов, знакомство дошкольников с учителями (проект «Знайка») и т. д (экскурсии на школьный участок, проводятся беседы, используются детские игры). Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа – само здание, где идёт развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст : ребёнок осваивает формы позитивного обучения с людьми, растут потенциальные возможности будущего первоклассника, накапливается определённый опыт усвоения знаний, формируется позиция школьника. Но будущий школьник- ученик является ещё дошкольником, поэтому для него ведущим и любимым видом деятельности является игра. Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребёнка в подготовительной группе полностью зависит от правильной организации образовательного процесса, поэтому вся наша работа в детском саду строится на том, чтобы подготовить ребенка к школе не только по образовательным областям, но и психологически. Сами занятия приближены к школьным (ФЭМП, грамота) и носит учебно – тренирующий характер, отличаются по форме организации, используется школьный звонок. Ребёнок этого возраста переживает ответственный период подготовки к обучению в школе. Он многое умеет, знает и ещё больше хочет узнать.
Моя образовательная работа с детьми ведётся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. Также в своей работе с детьми я использую учебно-дидактические пособия: Е. В Колесниковой «Я начинаю читать», «Раз ступенька, два ступенька», Л. Г Петерсона, Н. П. Холиной, рабочие тетради на развитие внимания, памяти, мышления, умения решать задачи, подготовки руки к письму из серии «Школа для дошколят», «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», «Ну-ка, буква, отзовись» Е. В Колесниковой. Все перечисленные рабочие тетради разработаны с учётом ФГОС дошкольного образования. А теперь немного я остановлюсь на значении для детей занятий по выше перечисленным пособиям.
На выходе в подготовительной группе (даже уже сейчас) мои дети все умеют читать. Этому способствовали занятия по методическому пособию Колесниковой, которые проводились в системе со второй младшей группы. Это пособие включает в себя целую систему игровых знаний и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, способствующими первоначальному чтению и подготовке к обучению в школе. Рабочие тетради «Весёлая грамматика», «Ну-ка, буква отзовись» способствуют лучшему усвоению и закреплению полученных знаний. Дошкольная подготовка детей сводится не только к тому, чтобы научить ребёнка читать, считать. Многолетний опыт педагогов- практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений, навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому в игровой форме, используя дидактические игры и упражнения по развитию математических представлений, со второй младшей группы мы с детьми работали по методическому пособию Петерсона. Материал даётся разной степени сложности, новые знания не даются в новом виде, а постигаются детьми путём сравнения, самостоятельного анализа. Не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физ. минутки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных заданий, что способствует в дальнейшем формированию у детей правильной самооценки действий.
Занимательные упражнения в тетрадях серии «Школа для дошколят» способствуют развитию зрительной, слуховой памяти ребёнка, логического мышления, умению сравнивать, обобщать, анализировать, делать простые умозаключения. И конечно же хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения. И последние, на чём хочется остановиться, это взаимосвязь нашего с детьми учебного процесса с работой с родителями (выполнение домашних заданий, начиная со второй младшей группы детского сада). Всё это, вместе взятое, вносит в процесс совместной деятельности ребёнка с воспитателем и родителями положительную мотивацию к обучению в школе.