Татьяна Онтужева
Применение внутренней системы оценки качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях управление качеством образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Публикация «Применение внутренней системы оценки качества образования» размещена в разделах
Согласно подп. 13 п. 3 ст. 28 Федерального закона относит к компетенции образовательной организации, проведение самообследования и формирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации (далее – ВСОКО). Это означает, что в каждой дошкольной образовательной организации должна функционировать собственная система оценки качества образования.
Под внутренней системой оценки качества понимается получение максимально полной информации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, которые направлены на повышение качества образовательного процесса.
Сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять порядок, содержание ВСОКО с учетом своей специфики и осуществлять ее реализацию.
На наш взгляд, актуальной представляется разработка и реализация модели ВСОКО на основе ФГОС ДО которая и отражает качество образовательной деятельности в пяти образовательных областях : физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
В нашем Учреждении разработано Положение «О внутренней системы оценки качества образования», которое имеет следующую структуру:
1. Общие положения (нормативные основания, функции ВСОКО, основные понятия)
2. Основные цели и задачи, принципы ВСОКО.
3. Распределение функциональных обязанностей участников ВСОКО.
4. Организация ВСОКО.
5. Права участников ВСОКО.
6. Ответственность.
7. Делопроизводство.
8. Заключительные положения.
Целью нашего ВСОКО является систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в Учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
Задачами, которые решаются в процессе функционирования модели внутренней системы оценки качества образования в нашем Учреждении, являются:
- определить объекты системы оценки качества образования, установить параметры, подобрать, разработать, систематизировать нормативно-диагностические материалы, методы контроля;
- организовать сбор, обработку и анализ информации по различным аспектам образовательной деятельности;
- изучить состояние развития и эффективности деятельности Учреждения, принятие решений, прогнозирование развития;
- оценить степень продвижения воспитанников по образовательной программе, индивидуальные возможности каждого воспитанника спланировать индивидуальный учебный план для максимального раскрытия детской личности, использовать полученные данные для проектирования и реализации вариативных "образовательных маршрутов" воспитанников, выявить одаренных детей.
- расширить общественное участие педагогов в управлении образовательной деятельности в Учреждении.
Организационная структура Учреждения, занимающаяся оценкой качества включает в себя : администрацию Учреждения; педагогический совет; творческую группу; мониторинг Учреждения.
Администрация Учреждения: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование системы оценки качества образования МБДОУ и приложений к ним. Заведующий утверждает их приказом и контролирует их исполнение.
Педагогический совет: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования ДОУ; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады специалистов.
На итоговом педсовете принимаются решения, направленные на улучшение качества образования : совершенствовать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ посредством применения современных образовательных технологий; способствовать повышению профессиональных компетентностей молодых педагогов через участие в инновационной деятельности ДОУ; осуществлять работу по совершенствованию образовательно-оздоровительного пространства, способствующего охране и укреплению физического и психического здоровья детей, воспитанию полезных привычек, потребности в двигательной активности.
С целью определения методики оценки качества образования, разработки критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ создается творческая группа педагогов. Педагоги проводят экспертизу результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
Мониторинг Учреждения:
1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов;
2. Мониторинг реализации программ Учреждения;
3. Мониторинг эффективности самообразования педагогов;
4. Мониторинг качеств деятельности педагогов.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от уровня профессиональной квалификации педагогических кадров.
Системное проведение педагогического мониторинга выступает как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ. Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, ППО, ГМО, степени участия в повышении квалификации.
Одним из направлений оценки качества образования является процесс оценивания труда педагогов, без которого в развивающемся Учреждении невозможно прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Одной из функций управленческой деятельности старшего воспитателя в ДОУ, является функция контроля. Благодаря контролю управление приобретает важный компонент – обратную связь. Информация, полученная в ходе контроля, становится основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям ФГОС ДО и принятия управленческих решений.
Под контрольно-аналитической деятельностью понимается целенаправленный процесс получения информации, изучения состояния и тенденций развития, корректировки в целях обеспечения результата – качества образования.
Опираясь на системный подход, мы разработали такую модель контроля и мониторинга, в которой компонентами являются цели, задачи, содержание контроля, а так же методы, средства его проведения. Сочетания различных видов контроля и форм его планирования помогает нам выстроить комплексный контроль и анализ деятельности ДОУ.
В положении о ВСОКО мы разработали примерный план – график ВСОКО, на основе этого плана старший воспитатель разрабатывает свой график контроля на учебный год и на каждую неделю. Составляются графики контроля, разрабатываются карты контроля, идет контроль за образовательным процессом и даются рекомендации педагогам. Заранее составляется план на месяц работы и там отражается, кого и когда старший воспитатель будет проверять.
Таким образом, систематический и планомерный контроль помогает собрать оперативную информацию о состоянии дел в ДОУ по актуальным проблемам, выявить недостатки и определить пути их устранения, откорректировать качество работы, помощь педагогам в организации своей деятельности. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и ее совершенствования.