Тищенко Аля
Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, ведущие к реализации технологии сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
В вопросах воспитания подрастающего поколения музыка играет не последнюю роль.
Как говорил педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович.
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»
Публикация «Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, ведущие к реализации технологии сотрудничества» размещена в разделах
Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие как главный объект педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах :
1. Принцип диалогизации.
2. Принцип индивидуализации.
3. Принцип проблематизации.
Теперь давайте рассмотрим каждый принцип отдельно.
Принцип диалогизации.
Связан с преобразованием главенствующей роли музыкального руководителя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничества между воспитателем и музыкальным руководителем.
Принцип индивидуализации.
В основе этого принципа лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга.
Принцип проблематизации.
Имеющий музыкальное образование музыкальный руководитель не учит воспитателя, а актуализирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель – музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса.
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, находясь с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребёнку в группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит музыкальные цели.
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребёнка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Ещё одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического взаимодействия» (по Н. Я Михайленко, а также координация распределения между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
Блок специально организованного обучения.
Непосредственно-образовательная деятельность – важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Основными видами деятельности развития детей являются: слушание-восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, инсценировки и приобщение к игре на инструментах. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду деятельности – слушанию-восприятию музыки.
Блок совместной деятельности педагога с детьми.
Работа в рамках этого блока исключает непосредственно-образовательная деятельность. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель. Активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Например, начатая в непосредственно-образовательной деятельности игра может быть продолжена детьми, для чего нужно создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
Блок свободной самостоятельной деятельности детей.
Ребёнок сам выбирает деятельность. Отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе и в музыкальной. Задача педагогов - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной в совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, её положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание.